Еще с советской поры мы привыкли к разительному несоответствию реальной жизни и положений "самой гуманной в мире" конституции. Со сменой строя изменилось немногое. И по-прежнему за свои права нужно бороться. С весьма могущественными противниками. Ежедневно и без всякой надежды на успех. Но когда вести эту борьбу приходится детям, ни о какой привычке речи идти не должно. И, тем не менее, двое пермских подростков уже два года ведут отчаянную борьбу за свои права. Потому что иначе им просто не выжить.
Настя и Андрей Сметкины приехали в Пермь из села Кыласово вместе с мамой Людмилой Петровной. Летом 2002 года они поселились в общежитии лицея №77, куда Людмилу Петровну, штукатура-маляра по профессии, перевели на работу с кыласовской фермы. Спустя какое-то время мама стала подрабатывать еще и вахтером в этом же общежитии. Дети поступили в лицей. 9-го октября 2003 года Людмилу Петровну, которая была тяжело больна, вызвали на смену, на вахту. Ночью женщине стало плохо с сердцем, и под утро она умерла. Администрация лицея отказала Насте и Андрею в организации похорон, выплатив "компенсацию" - 950 рублей. Свою вину в смерти Людмилы Петровны руководство лицея признать также отказалось.
После смерти Людмилы Петровны директор и зам. директора лицея стали угрожать детям выселением. Требовали, чтобы Настя и Андрей, продолжавшие учиться в лицее, писали заявления о предоставлении им места в общежитии, как обычные студенты. В каникулы администрация вынуждала ребят съезжать вместе с остальными, хотя другого жилья у брата с сестрой нет. Дом, в котором они жили раньше, совхоз, разумеется, забрал. В январе 2005 года по распоряжению директора лицея Седуновой Г.Н. Настю и Андрея расселили по разным комнатам. Дирекция лицея настаивала, что Сметкины имеют право не на комнату в общежитии, а лишь на два койко-места как учащиеся лицея. Соответственно они должны будут эти места после окончания лицея освободить. Исходя из этой, бюрократической, логики они фактически разлучили семью по принципу мальчика к мальчикам, девочку к девочкам. Выселение происходило насильно с оказанием серьезного морального давления на брата и сестру. Тому осталось немало свидетелей среди жителей общежития. Настя с Андреем пытались добиться, чтобы им разрешили остаться семьей и жить вместе. Но ни соц. педагог Матвеева О.И., ни опекун Мухтарова М.Ю. помочь ребятам не захотели. Новый директор лицея, Чигирева Г.В, попросту отказалась разговаривать на эту тему. Занята, мол. Тогда в поисках защиты от произвола лицейского начальства Настя написала заявление в Прокуратуру Индустриального района г. Перми, где изложила их с братом историю и просила помочь. Через некоторое время Настя вернулась обратно в свою комнату, вынудив проживавших там мальчиков переехать на свои прежние места. Благо тут подоспел и ответ районной прокуратуры:
- Проведенной проверкой установлено, что действительно Вы были переселены из указанной комнаты общежития в комнату 414 без каких-либо законных оснований, а в комнату 301, где остался проживать Ваш брат Сметкин А.А., незаконно были вселены два учащихся Профессионального лицея №77. В связи с этим прокуратурой района на имя директора Профессионального лицея № 77 Чигиревой Г.В. внесено представление об устранении указанных нарушений жилищного законодательства.
В 2005 году Настя и несовершеннолетний Андрей закончили учебу в лицее и администрация всеми силами пытается выгнать их из общежития. Очередным "слабым местом" ребят стал вопрос о регистрации по месту проживания. Дело в том, что прежде их обоим, оформляли временные регистрации по месту пребывания на учебный год. Скажем Андрею, такая регистрация была выдана на срок с 27.09.2004 г. по 30 июня 2005 г., т.е. до момента окончания учебы. Новую регистрацию администрация лицея выдавать им не стала. А без этого они не могут оформить необходимые для работы документы: в частности стать на учет в налоговой инспекции, что бы получить ИНН.
Ребята снова обратились в прокуратуру. Но на этот раз получили в ответ лишь нелепую отписку: "Ваше заявление о нарушении законодательства о регистрации граждан по месту жительства должностными лицами общежития ГОУ НПО "Профессиональный лицей № 77" рассмотрено прокуратурой Индустриального района г. Перми. В соответствии с п.17, 18 Постановления Правительства РФ № 713 от 17.07 1995 г. ( ) должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-х дневный срок со дня обращения граждан передают документы для регистрации в органы регистрационного учета. Органы регистрационного учета в 3-х дневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства! Для проведения регистрации по месту жительства Вы должны обратиться с письменным заявлением к ответственному за регистрацию должностному лицу – коменданту общежития предоставив документы для регистрации. В случае отказа в регистрации по месту жительства Вы можете обратиться с жалобой в прокуратуру либо в суд.
То есть, а что же вам, ребята, мешает реализовать свои права в законном порядке? Словно, и не читали они заявления Сметкиных. Да и обращение в суд уже было: «( )считаем, что администрация лицея не вправе была переселять Сметкину А.В. в принудительном порядке из комнаты № 301 в комнату № 414, не вправе требовать выселения Сметкиных из комнаты № 301 по окончании учебного года. В связи с вышеизложенным просим суд:
- 1. Признать действия ответчика по выселению Сметкиной Анастасии Владимировны из комнаты № 301 в комнату № 414 общежития лицея по адресу г. Пермь ул. Карпинского, 79 «а», незаконными.
- 2. Признать право за Сметкиным Андреем Александровичем и Сметкиной Анастасией Владимировной право пользования жилой комнатой № 301 в общежитии по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, 79 "а"".
Ответ судьи Н.А. Турьевой превзошел все ожидания:
- Истица в обосновании своих требований ссылается на то, что ответчик ставит под сомнение права истицы на комнату. Однако доказательств этому обстоятельству никаких не представлено. Напротив, из справки коменданта общежития следует, что истица проживает в общежитии лицея № 77. В связи, с чем непонятно, в чем нарушается право истца ответчиком, и не представлено никаких доказательств нарушения этого права. При указанных недостатках заявление не может быть принято к производству суда ( ).
Вот так. Оказывается, никто и не нарушал прав сестры и брата Сметкиных. Какие-такие претензии к администрации лицея? Я не говорю здесь про обычное человеческое сострадание к подросткам оставшимся в столь юном возрасте сиротами. У чиновников видимо человечность исчезает одновременно с назначением на должность. Но существуют ведь нормы закона. В соответствии со ст. 108, 110 ЖК РСФСР "члены семьи умершего работника не могут быть выселены из общежития без предоставления другого жилого помещения". И согласно ст. 13 ФЗ "граждане которые проживают в служебных жилых помещениях, и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного Кодекса РФ состоят в соответствии с п.1 части 1 статьи 51 Жилищного Кодекса на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют права состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений ( )"
Все это администрация лицея и чиновники прекрасно знают, вот только они рассчитывали на то, что подростки этого знать не будут, и потому их можно спокойненько выдавить из общаги, а комнату использовать по своему усмотрению.
Сегодня в общежитии идет война на выживание, не только у этой пары сирот, но и у других семей. Директор не мытьем так катаньем пытается избавиться от жильцов в пользу своих да наших, а жильцы, в том числе Настя с Андреем, противостоят этому усердию директора.
Такие истории не уникальны, сегодня практически во всех городах России с жильцами общежитий происходит тоже самое. И пока эта проблема не будет решаться на уровне федеральной власти, заложниками местечковой дури чиновников и новых собственников общежитий будут оставаться их обитатели.