Если некоторые из этих событий были удостоены лишь упоминания в информационных блоках, то томская встреча "в верхах" оказалась в центре внимания практически всех средств массовой информации. Однако и этот саммит освещался различными СМИ по-разному.
Так, в эфире программы "Неделя с Марианной Максимовской" (Ren-TV) руководитель томской телекомпании ТВ-2 Владимир Мучник с язвительной иронией отметил, что в ходе этого визита наш президент в очередной раз предстал в роли доброго царя. Подготовка к визиту, по мнению сибирского журналиста, до боли напоминала знакомые россиянам "потемкинские деревни". Чего стоила только обработка речного льда золой - с целью вызвать ледоход аккурат к приезду главы государства.
Единственный критический сюжет, как всегда, потонул в потоке здравиц и восхвалений официальных федеральных каналов. В субботней "Реальной политике" Глеб Павловский многозначительно заметил, что своим вмешательством в судьбу Байкальского нефтепровода Владимир Путин спас второй по масштабности после БАМа проект в истории нашей страны. Это вмешательство, по убеждению Павловского, было весьма своевременным, поскольку проект стал предметом справедливой критики экологов.
Так и хочется спросить Глеба Олеговича - где же он был пару недель назад, когда в стране проходили акции против прокладки нефтепровода? Во всяком случае, в дни самых многочисленных выступлений защитников Байкала "Реальная политика" не сказала о них ни слова.
Впрочем, другие программы умолчали о протестных акциях и сейчас. "Воскресное время" вообще объявило, что на переносе трассы нефтепровода настаивали некие анонимные "ученые и специалисты". В итоге зрители, не знающие о волне народных протестов, остались в полной уверенности, что мудрое решение было принято исключительно самим президентом.
Несколько выбивался из общей благостной картины сюжет субботнего "Постскриптума" (ТВЦ). Отодвинув томскую встречу на второй план, Алексей Пушков решил, прежде всего, прокомментировать переговоры Владимира Путина с белорусским президентом Александром Лукашенко.
Комментарий стоит того, чтобы обратить на него внимание. Чуть ли не впервые на официальном канале прозвучали слова о том, что белорусский лидер представляет собой сегодня сплошную "головную боль" для России, и в Кремле уже "устали от маневров Минска". Перефразируя известное высказывание, относящееся к одному из латиноамериканских диктаторов, Алексей Пушков прямо заявил, что белорусский президент уже не является для России "своим сукиным сыном". Эта, сама по себе убийственная реплика, была проиллюстрирована столь же саркастическим анимационным видеорядом.
Но, наверное, не стоит особенно надеяться на предстоящее открытие "информационных шлюзов". Скорее, напрашивается вывод о том, что мы имеем дело с тем же административным регулированием информационного процесса. Похоже, поступило указание о переводе некоторых тем из разряда абсолютно "закрытых" в категорию "частично разрешенных" для обсуждения.
Символично, что именно на этой неделе были обнародованы результаты мониторинга российских СМИ, проведенного Союзом журналистов России с помощью словацкой исследовательской организации. Они убедительно показали, что государственные и близкие к ним средства массовой информации занимаются вовсе не информированием населения, а навязчивой пропагандой одной единственной, то есть, официальной точки зрения. Генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко ясно сказал по этому поводу, что отечественное телевидение не отражает жизнь, а создает ее иллюзию.
В этой связи вспоминается еще один любопытный факт. Лет двадцать назад международное журналистское сообщество категорически отказывалось признавать Союз журналистов СССР в качестве творческой организации. Зарубежные коллеги были уверены, что советские журналисты являются по сути своей государственными служащими, а не "мастерами слова".
Одно время казалось, что эпоха журналистов-чиновников безвозвратно ушла в прошлое. Но, видимо, мы поторопились с таким оптимистичным прогнозом. Достаточно еще раз взглянуть на минувшую теленеделю. Мы поставили в начале этих заметок первым по значимости событием двадцатилетие Чернобыльской катастрофы. Этой печальной дате действительно были посвящены сюжеты в информационных программах и документальные фильмы. Которые, правда, демонстрировались, в основном, "до и после полуночи".
Однако еженедельные аналитические программы (за исключением "Постскриптума") эту дату тихо проигнорировали. Итоговое "Сегодня", "Момент истины" (ТВЦ), "Воскресный вечер" (НТВ), "Воскресное Время" и, кстати, та же "Реальная политика" не сказали о Чернобыле ни единого слова. Таким образом, нам предложили лишь скупую констатацию факта. Обсуждения, анализа и выводов не последовало.
Видимо, одна из крупнейших трагедий минувшего века не входит в круг интересов тех, кто занимается "реальной политикой".