Да, мы действительно только что вернулись из Санкт-Петербурга, но мы не принимали участия в Социальном форуме.
На открытии форума присутствовало около 150 человек, из которых 40 были активистами ОГФ. Когда приехала губернатор Валентина Матвиенко и начала давать интервью, мы встали в метрах в пяти от нее, скандируя "Банду Смольного под суд!". К нам присоединились АКМовцы, мы развернули флаги ОГФ, растянули протестные лозунги. Тут же подошел один из организаторов форума Илья Пономарев и заявил, что по договоренности с властями форум должен пройти тихо, без критики в адрес правительства. "Не надо срывать мероприятие", - сказал Пономарев.
Потом уже выяснилось, что члены оргкомитета планировали в тот день встречаться с Путиным, и Илья Пономарев был в списке участников этой встречи. Кажется, из-за нашего выступления эта встреча сорвалась.
Отдельные слова следует сказать об отвратительной организации форума. Простые завтраки с полевых кухонь, предоставленных МЧС, стоили по пятьдесят рублей. Большинству участников форума так и не оплатили билеты. Платными оказались даже туалеты. При этом оргкомитет, взимая плату буквально за все и ничего не возмещая, осмелился диктовать представителям политических организаций, как им себя вести, как проявлять свою политическую позицию, какие убеждения отстаивать, какие лозунги выдвигать. С учетом всего произошедшего, сторонники ОГФ приняли решение покинуть форум.
Без малейшего сожаления распрощавшись с форумом, мы начали подготовку к шествию. Планировалось начать шествие от ДКЗ "Октябрьский" и завершить около ТЮЗа на Площади Пионеров. Именно там должен был пройти единственный официально разрешенный митинг, организатором которого выступала КПРФ. Коммунисты не возражали против нашего участия и даже согласились во время митинга дать слово Ольге Курносовой, председателю петербургского отделения ОГФ. Но само-то шествие в любом случае оказывалось несанкционированным!
В результате решили собираться у "Октябрьского" и идти по тротуарам, не разворачивая флагов. Собралась толпа из пяти сотен человек. Было бы и больше, но, к сожалению, нас начала теснить милиция. Из-за этого колонна начала движение на пятнадцать минут раньше заявленного времени. Во время шествия Илья Пономарев попытался реабилитировать себя в глазах оппозиции – МЛФ первыми развернули свой флаг. Причем, помимо ОМОНа сопровождавшие нашу колонну представители городской администрации тут же попросили Пономарева флаги свернуть.
Тут же произошла и первая стычка – причем пострадали в ней скорее активисты АКМ, шедшие с МЛФ бок о бок. ОМОНовцы просто начали выхватывать людей без разбора. Это продолжалось минут десять. Потом организаторы как-то умудрились эту стычку замять.
Митинг прошел довольно спокойно, не считая прошедшей информации, что Илья Пономарев задержан и избит. И еще во время выступления Ольги Курносовой несколько человек под знаменами РКСМ начали кричать "нет оранжевой чуме", но это были явные провокаторы. Все питерские красные, с которыми мы общались, заявили, что в первый раз видят эту компанию, а когда Ольга крикнула "Нам нужна другая Россия", лозунг подхватили все, собравшиеся на митинге. Ожидался ряд провокаций, направленных против НБП, но нацболов вовремя предупредили, и они аккуратно и тихо ушли.
Ушли, как впоследствии выяснилось, только для того, чтобы на следующее утро провести ряд смелых, скандальных и неожиданных акций, о которых все уже наслышаны – пикетирование гостиниц, растяжка на мосту, под которым проплывали катера с иностранными журналистами и так далее. Многих нацболов, проводивших эти акции, мы встречали потом в офисе питерского "Яблока".
Кстати, о питерском "Яблоке". Огромное спасибо Максиму Резнику, организовавшему в штабе партии подлинное политубежище. Туда приходили все, кому некуда было идти, те, кто чувствовал за собой слежку, те, кто не мог быть уверен в своей безопасности. Что же до слежки, то пока мы не съездили в Петербург, мы думали, что подобное встречается только в шпионских триллерах. К примеру – после митинга мы приехали на квартиру к Ольге Курносовой и стали обсуждать, что можно еще предпринять. Возникла мысль вывесить растяжку в общежитии у Миши Борщукова, лидера движения жителей общежитий за свои права, против незаконных застроек и так далее. Мимо Мишиного дома как раз проходит федеральная трасса, по которой проезжают все официальные делегации.
И что вы думаете? Буквально через полчаса звонит Борщуков и говорит, что его дом оцеплен ОМОНом! К нему в квартиру поднялись участковый и еще один чин в погонах и попросили Мишу дать расписку, что на время проведения саммита он никаких акций устраивать не будет. Борщуков ничего подписывать не стал, милиционеры сказали в рацию, что "никого нет дома" и ушли.
Миша позвонил Оле Курносовой, рассказал про ОМОН. Оля сказала, что немедленно оповестит всех своих знакомых телевизионщиков, и мы все вместе поехали смотреть на это. Буквально через пять минут после этого разговора ОМОН погрузился в автобусы и разъехался. Понятно, что телефоны стояли на прослушке. Ну, а про наше безумное ралли мы вам уже рассказывали .
Вообще провокаций было очень много. И начались еще в поезде. Мы ехали на верхних полках, двое подсадных – на нижних. Ставим сумки к себе наверх, видим в углу пакет, на нем написано "Кальмары", но видно, что это никакие не кальмары. Спрашиваем у тех, кто внизу: "Ваш пакетик?". "Нет", - отвечают. Тут как раз проводница шла, мы взяли и отдали пакет ей.
А с ребятами, которые из Омска ехали, вообще черте что творилось, постоянно их с поездов ссаживали, вещи по сто раз перетряхивали. Наконец добрались до Санкт-Петербурга, доехали до стадиона Кирова, прошли металлоискатель, оставили сумки, дошли до палатки. Через несколько минут вернулись к поклаже, открыли сумки – а там граната лежит. Учебная, конечно, но все равно. То есть на самом стадионе, среди участников форума, были специальные люди, которые занимались подобными провокациями.
Такая вот выдалась, в целом, поездочка.