Поправки в закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" внесли в мае пять депутатов Госдумы. В июле Госдума приняла законопроект в первом чтении. Поправки запрещают адвокатам заниматься предпринимательской деятельностью, наделяют Министерство юстиции правом определять порядок выдачи адвокатских ордеров, предусматривают создание общероссийского реестра адвокатов и адвокатских объединений и запрещают становиться адвокатами тем, кто был ранее судим за умышленное преступление, даже если судимость снята или погашена.
Президент адвокатской палаты Москвы Генри Резник, принимавший непосредственное участие в экспертизе законопроекта, заявил, что этот законопроект "является превращением адвокатуры в структуру, тотально подчиненную государственному контролю, и уравнивание статуса госслужащего и адвоката".
По словам адвоката, речь может идти о том, что "кто-то своими действиями подставляет президента", а последствия принятия законопроекта могут быть сравнимы по масштабу с конституционным переворотом.
В заключении ОП говорится, что законопроект "противоречит международным стандартам адвокатской деятельности и нарушает принципы независимости и самоуправления адвокатуры". Общественная палата делает вывод, что "единственная истинная цель законопроекта – это усиление государственного контроля над адвокатурой и ликвидация корпоративной организации адвокатуры как нормативно-признанного института гражданского общества".
Председатель президиума Межтерриториальной коллегии адвокатов Леонид Кедяев говорит, что принятие поправок в закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" может являться следствием ужесточения государственного контроля над обществом в целом. "Власть теперь сможет всегда сказать адвокату кого защищать, а кого нет",- отмечает он в интервью Каспаров.Ru. По словам Кедяева, поправки носят явно негативный характер и ставят адвокатуру в полное подчинение власти.