На самом деле эти события логически связаны между собой.
Премьере фильма легендарного мастера предшествовала массированная пропагандистская кампания. Этой ленте был посвящен специальный выпуск программы "Времена". Причем, спустя неделю, вечером в воскресенье Владимир Познер вновь говорил о "Тихом Доне" в программе "Коробка передач" ("Эхо Москвы"). Это происходило в тот самый момент, когда "другой" Познер выступал по телевидению в своей воскресной программе. Тем самым, был в очередной раз опровергнут миф о трансляции актуальных общественно-политических программ в прямом эфире.
Владимир Владимирович подтвердил, что программа "Времена" обратилась к фильму в рамках упомянутой кампании Первого канала по его "раскрутке". Правда, от прямого ответа на вопрос ведущей, нравится ли ему новая версия "Тихого Дона", Познер деликатно уклонился. Его вполне можно понять. Редкое произведение киноискусства вызывает столь массовое и дружное неприятие, какое вызвала лента Сергея и Федора Бондарчуков. Среди лавины писем и звонков зрителей сложно было найти хотя бы несколько положительных откликов.
Общее мнение, как это часто бывает, выразила телекритик Ирина Петровская. Она сказала, что увиденное представляет собой череду незаконченных набросков и эскизов, причем эскизов, предназначенных исключительно для зарубежного зрителя. По мнению Петровской, сам Сергей Бондарчук, доживи он до наших дней, скорее всего не стал бы монтировать окончательную версию для показа россиянам. Критик считает, что логичнее и достойнее было бы сделать художественно-публицистический "фильм о фильме". В котором нашлось бы место и для трагической истории его создания, и для драматической эпопеи возвращения материала на родину, и для лучших кадров, снятых мастером.
Вывод из сказанного делается неутешительный. Ирина Петровская считает, что беда даже не в том, что на экраны выпущена неудачная работа. Беда в том, что неудаче всеми силами приписывается статус национального достояния и национального достижения. Чиновники – на этот раз чиновники от искусства – опять пытаются делать из зрителей идиотов.
Тем временем, телевизионная жизнь "в кадре и за кадром" шла на неделе своим чередом. Как мы уже говорили, общественные организации и фонды начали подведение итогов очередного календарного творческого сезона. Накануне вручения национальной телевизионной премии ТЭФИ по традиции вручали свои награды журналисты, пишущие на темы телевидения. Профессиональный клуб телевизионной прессы на этот раз отметил своими призами действительно достойные произведения. Лучшими среди игровых телевизионных фильмов были названы популярные сериалы "В круге первом" и "Доктор Живаго". Среди документальных программ первыми стали "Братство бомбы" и "Исторические хроники". Журналисты отметили также программу "Сто вопросов взрослому" (Авторское телевидение) и цикл игровых обучающих передач на канале ТНТ, среди которых заметно выделяются "Кандидат" и "Офис". Кстати, многие из лауреатов этого "малого конкурса" являются и номинантами "большого" ТЭФИ.
Поздно вечером в пятницу на канале ТВЦ показали еще одну церемонию награждения. Лучшим журналистам вручали премию имени Артема Боровика. Напоминаем, что премия эта вручается за высшие достижения в сложнейшем жанре журналистского расследования. Девизом ее являются слова "Честь. Мужество. Мастерство". Последние годы эта премия служила как бы эталоном профессиональной доблести на ниве правозащитной журналистики.
Надо сказать, что за последний год уровень телевизионной документалистики в этой области заметно вырос. Авторы многих программ, показанных на минувшей неделе, могли быть номинированы на получение этой премии. Так, например, как всегда добротным и обстоятельным оказался выпуск "Исторических хроник" Николая Сванидзе (канал "Россия"). Его неожиданный взгляд на роль Лаврентия Берия в первые месяцы после смерти Сталина, возможно, даже даст толчок к пересмотру оценки деятельности "зловещего наркома". Впрочем, Николай Сванидзе уже получил к тому времени приз от Клуба телепрессы и теперь ждет оценки своего труда со стороны маститых академиков.
Интересно смотрелись и работы менее известных пока авторов. Фильм Дмитрия Демина "Кто стрелял в Ленина?" (канал "Россия") подкупал искренней интонацией и дотошностью исследователя, стремящегося во всем дойти до самой сути. Удачным оказался и проект под названием "Детективные истории" на канале ТВЦ. Автор фильма "Алая роза печали" Игорь Микрюков и руководитель проекта Евгений Латий сумели увлекательно и без ненужной "чернухи" рассказать действительно жуткую историю, оставаясь при этом в рамках жанра классического расследования. Примеры удачных работ можно продолжать приводить и дальше.
Выбор у жюри, повторяем, был. Тем удивительнее, мягко говоря, оказалось их решение. Конечно же, не возникло вопросов по поводу присуждения премии имени Боровика Алексею Поборцеву и Вячеславу Грунскому, известным тележурналистам. Правда, скорее, репортерам, чем публицистам. Но третья фамилия вызвала некоторое недоумение. Престижный приз был присужден обозревателю газеты "Московский комсомолец" Вадиму Речкалову за цикл публикаций о деле капитана Ульмана.
Здесь самое время напомнить, что еще в начале года Вадим Речкалов привлек к себе всеобщее внимание после публикации очерка, посвященного трагедии рядового Андрея Сычева. В материале, занявшем без малого целую газетную полосу, столичный журналист доказывал, что "дедовщина" в Челябинском танковом училище тут совершенно ни при чем. Просто слабый духом солдатик ввел себе под кожу несколько "кубиков" солярки, чтобы успешно "откосить" от армии. Возмущение общественности было столь велико, что даже помощник главного военного прокурора России Алексей Никитин назвал версию Речкалова "верхом цинизма". Естественно, родные Сычева тут же подали на журналиста в суд.
Ну, а суть материала, за который он и был удостоен высокой награды, Речкалов выразил в нескольких словах сам. Он считает, что уголовной вины за капитаном Ульманом нет, и, если его нельзя оправдать вчистую, то надо сделать так, чтобы наказание было минимальным, чисто формальным.
Вот такие у нас теперь оказывается "правозащитники" и "правдоискатели". Даже как-то неуместно прозвучало далее имя Юры Щекочихина, которому премия Артема Боровика была присуждена посмертно. Думаю, не предполагал наш "неистовый Щекоч" в какой компании ему доведется однажды оказаться.
Вернемся теперь к началу нашего разговора. Тенденция подмены ценностей заметно "набирает обороты" на нашем телевидении. Слабые в художественном отношении телевизионные работы, в том числе, художественные фильмы вновь "по идеологическим причинам" признаются национальным достоянием. Вместо действительных "узников совести" нам усиленно навязывают правильных и проверенных "правозащитников".
Мы-то по наивности своей полагали, что в "российской заначке" не счесть несметных сокровищ. Прежде всего, в виде замечательных людей и их прекрасных добрых дел.
Но оказалось, что сокровища давно подменили.
Драгоценности оказались фальшивыми.
Вы можете оставить свои комментарии здесь