Меморандум уже вступил в силу. Генпрокуратура считает этот документ историческим, поскольку сотрудничества на таком уровне между правоохранительными органами двух стран еще не было. Документ предполагает более тесное взаимодействие в вопросах выдачи преступников и активной взаимной правовой помощи.
С российской стороны меморандум подписал Звягинцев. В интервью газете он сообщил, что после подписания этого документа российская прокуратура сможет оперативнее входить в контакт с английскими коллегами, ставить вопросы, связанные с экстрадицией, в том числе Березовского и Закаева. Направленные в отношении них запросы в Великобританию остаются в силе, добавил замгенпрокурора. "Я думаю, что подписание меморандума поможет нам совместно и более эффективно бороться с терроризмом и транснациональной преступностью", - сказал он.
По словам Звягинцева, стороны договорились о том, что документы об экстрадиции и выдаче при необходимости могут обсуждаться уже на стадии их подготовки. "Это позволить избежать непонимания в вопросах квалификации и применения законодательства, - сообщил представитель Генпрокуратуры. Он подчеркнул, что "теперь не нужно будет общаться через посредников".
Уже в этом месяце в Генпрокуратуре России и Королевской прокуратуре Англии и Уэльса появятся контактные прокуроры. Ими станут опытные сотрудники, которые хорошо разбираются в проблемах экстрадиции и исполнения международных следственных поручений. По словам Звягинцева, они будут не только находиться в постоянном контакте между собой, но и в случае необходимости смогут принимать оперативные решения.
В Великобритании в настоящее время находятся 16 граждан России, объявленных в международный розыск. По данным NEWSru.com, в список этих граждан, помимо Березовского и Закаева, входят также партнер Березовского, предприниматель Юлий Дубов, бывший офицер ФСБ Александр Литвиненко и большая группа руководителей и менеджеров НК "ЮКОС". Генпрокурор России Юрий Чайка сразу после своего назначения на этот пост уделил повышенное внимание уголовным делам, по которым Великобритания отказала России в экстрадиции обвиняемых.
Генпрокуратура России в первый раз обратилась с ходатайством в МВД Великобритании об экстрадиции Березовского в 2002 году, обвиняя его в мошенничестве. Однако в сентябре 2003 года британские власти предоставили ему политическое убежище, выдав ему документы на имя Платона Еленина. В 2006 году Генпрокуратура направила в Великобританию новый запрос на экстрадицию Березовского. На этот раз запрос был связан с выступлением предпринимателя в эфире радиостанции "Эхо Москвы" в январе 2006 года, где он, в частности, заявил, что готовит "силовой захват" власти в России. После этого 16 февраля 2006 года в России в отношении Березовского было возбуждено уголовное дело. Предпринимателю инкриминируется совершение действий, направленных на насильственный захват власти в нарушение Конституции РФ (ст.278 УК РФ). 1 марта Генпрокуратура направила в Великобританию документы на экстрадицию Березовского. Однако британский суд 1 июня во второй раз отклонил требование российских властей об экстрадиции предпринимателя, поскольку он получил политическое убежище и находится под защитой соответствующих Женевских конвенций.
Что касается Закаева, то он был задержан в Лондоне в декабре 2002 года по запросу российской стороны, а затем выпущен под залог. Закаев прибыл в Великобританию из Дании, которая отказала России в его экстрадиции. В ноябре 2003 года магистратский суд Лондона отказал России в экстрадиции Закаева, сочтя, что в России Закаев может быть подвергнут пыткам. 28 ноября МВД Великобритании объявило о предоставлении ему политического убежища.
Россия повторила свои требования о выдаче Закаева после событий в Нальчике в октябре 2005 года. 10 января 2006 года власти Великобритании заявили, что до сих пор не получили от России доказательств причастности Закаева к терроризму, на основе которых могло бы быть принято решение о его выдаче России. В июле 2006 года Генпрокуратура России возбудила новое уголовное дело в отношении Закаев по статье 282 ч.2 УК РФ (возбуждение ненависти и вражды в отношении группы лиц по признакам национальности, языка и происхождения, совершенное с использованием средств массовой информации и с угрозой применения насилия).