Кроме того, офицер задавал вопросы о наличии "запрещенной" литературы, намерениях принять участие в мероприятиях оппозиции, правильности политики руководства страны.
Все заседания руководящих органов воронежского отделения СПС проходят в открытом режиме. За семь лет работы отделения "правые" не провели ни одной несанкционированной акции.
Между тем некоторым активистам других общественных и политических организаций Воронежа также пришлось неофициально пообщаться с сотрудником УБОП Андреем Ивершиным, известным своим повышенным интересом к общественной активности воронежской молодежи.
Так, 12 декабря Ивершин встретился с одной из участниц Молодежного правозащитного движения. Он интересовался всем, что касается МПД: чем организация занимается, какую должность занимает в ней активистка, каким государством финансируется МПД (организация существует на гранты различных общественных фондов). Затем он перешел к вопросам о "Марше несогласных": что знает о нем активистка МПД, собирается ли туда ехать, купила ли билет, есть ли в офисе МПД литература о марше. Он также спросил, что девушке известно о партиях СПС и "Яблоко", и добавил, что если МПД решит организовать марш в Воронеже, то активистов "будут арестовывать, и будет очень неприятно".
Ивершин признался, что утром к нему в УБОП приходил секретарь обкома Союза коммунистической молодежи. На вопрос о том, насколько законны такие беседы, оперуполномоченный ответил, что он проводит их "согласно внутренней милицейской инструкции".
14 декабря Ивершин позвонил в офис, пригласив к телефону одного из координаторов МПД Андрея Черемных. Он также поинтересовался, едет ли Андрей на "Марш несогласных", на что тот заявил, что у него нет времени на беседу "по столь незначительному поводу".
11 декабря, Ивершин звонил председателю Межрегионального свободного профсоюза студентов Александру Вялых, предложив "поговорить". Вялых ответил, что ждет повестку и готов говорить только после ее получения, после чего Ивершин прервал связь. Между тем никто из перечисленных активистов участвовать в "Марше несогласных" не планировал.
Как прокомментировали ситуацию участники команды правовой безопасности для активистов "Legal Team", в стране уже сложилась практика превентивного давления на членов гражданских организаций накануне значимых общественно-политических мероприятий. Сотрудники силовых структур, например, приглашают активистов на беседы, просят дать подписку о невыезде, препятствуют прибытию активистов на акцию (встречая у дома или снимая с поезда), приходят с обысками в офисы протестных организаций. Параллельно ведется сбор информации об активистах и организациях, которая в дальнейшем будет использоваться для контроля общественной протестной активности. Распространенными способами получения такой информации становятся личные встречи и беседы с активистами.
В команде правовой безопасности отметили, что "необоснованный сбор информации о гражданских и политических активистах противоречит ст. 23 Конституции РФ, гарантирующей право на неприкосновенность частной жизни, и ст. 24 Конституции РФ, запрещающей сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия". Ограничение права на неприкосновенность частной жизни допускается только на основании судебного решения.