Россия нуждается в переходе к новой Модели управления государством. В основе новой Модели должны лежать механизмы, не допускающие любые коррупционные проявления и эффективные средства контроля, препятствующие проникновению коррупционных проявлений в общественные отношения.
Бытовая коррупция
Основные личностные контакты происходят на горизонтальном, территориальном уровне, для которого характерна бытовая коррупция или торговля полномочиями (справки, разрешения, запреты, штрафы, лицензии и пр. ; ГИБДД, БТИ, ЗАГС, отделы имущества, ЖЭУ, паспортные столы, военкоматы, префектуры, администрации, медицина и образование).
Коррупция этого уровня "продолжает" традицию "кормления от чина", от должности. Коррупционный доход получаемый государственными служащими и чиновниками, непосредственно работающими с гражданами, позволяет обеспечить высокий материальный уровень и бытовой комфорт, по отношению к "простым" гражданам. Желание преимуществ, вхождение в местную "элиту" и выделения из "общей массы", основной коррупционный мотив на низовом уровне.
Для устранения коррупции на бытовом уровне необходимо и достаточно утвердить государственные социальные, трудовые, образовательные и медицинские Стандарты.
Государственные социальные Стандарты
1. Финансирование государственных социальных обязательств (функций), должно превышать 25% государственного бюджета РФ.
2. Бюджеты муниципальных образований должны быть целиком направлены на обеспечение жизненной среды населения – выполнение государственных социальных обязательств (функций), развитие инфраструктуры населенных пунктов, обслуживание жилищного фонда, содержание ЖКХ, строительство муниципального жилья, содержание муниципальной инфраструктуры. В дотационных территориях, недостающие средства, обеспечивающие социальные и жизненные стандарты, должны пополняться из федерального бюджета. Муниципальные власти должны быть лишены права инвестировать бюджетные средства в бизнес, в другие регионы и тем более в другие государства. Муниципальные власти в РФ имеют эффективный инструмент стимулирования бизнеса и предпринимательства – обеспечение равных, благоприятных условий для всех, без исключения, бизнес структур. Обеспечение государственных социальных и жизненных стандартов станет объективным критерием эффективности деятельности муниципальных властей и персональной ответственности чиновников.
3. Наряду с муниципальными властями, ответственность за исполнение государственных социальных и жизненных стандартов должны нести профильные министерства – Минфин, Минрегионразвития, Минсоцздравразвития, МВД, МЧС и др.
4. Необходимо принять Государственный Стандарт минимальной заработной платы наемных работников и служащих в РФ, обеспечивающий достаток каждому работающему гражданину. На сегодня минимальная заработная плата должна составлять 12000 рублей.
5. Необходимо принять Государственный Стандарт минимальной государственной пенсии для пенсионеров и нетрудоспособных граждан, составляющий не менее 110% от минимальной заработной платы.
6. Государство должно нести полную ответственность за обеспечение нуждающихся граждан лекарственными препаратами, независимо от стоимости лекарств. Сегодня у государства есть все возможности стимулировать развитие национальной фармацевтической промышленности.
7. Должен быть принят Государственный Стандарт оснащенности учреждений муниципальной инфраструктуры на 1000 жителей, ответственность за исполнение которого должна нести федеральная власть. В муниципальную инфраструктуру должны входить – образовательные, медицинские, культурные, спортивные, бытовые и социальные учреждения, пожарная охрана и муниципальная милиция (участковые милиционеры).
Государственные трудовые Стандарты
1. Необходимо принять Государственный Стандарт минимальной заработной платы наемных работников и служащих в РФ, обеспечивающий достаток каждому работающему гражданину. На сегодня минимальная заработная плата должна составлять 12000 рублей.
2. Для государственных служащих в России принята 18 разрядная квалификационная шкала, "шаг" размера зарплаты государственных служащих должен составлять 6000 рублей. При такой тарифной сетке служащий 1 разряда получит оклад в 12000 рублей, а служащий высшего 18 разряда – 108000 рублей.
- В соответствии с государственными Стандартами утвердить новые нормы, функции, полномочия и ответственность государственных служащих и чиновников.
Для каждого государственного служащего и чиновника должны быть утверждены должностные инструкции, включающие функциональные обязанности, должностные полномочия, права и ответственность, обеспечивающие максимально полное выполнение государственных функций.
При необходимости обращения в учреждения государственной исполнительной и законодательной власти, гражданин пишет Заявление и передает его в секретариат (канцелярию) учреждения, где Заявление регистрируют и назначают срок исполнения.
Дополнительную информацию и справки, необходимые для решения по Заявлению гражданина, государственные учреждения власти запрашивают в уполномоченных учреждениях, без участия самого гражданина.
В установленный срок, гражданину должен быть подготовлен обоснованный ответ ответственного исполнителя, с которым, в случае несогласия, гражданин сможет обращаться в судебные органы, в контролирующие инстанции, в общественные организации, в Гражданский контроль.
При исполнении своих государственных полномочий, государственные служащие и чиновники не имеют права выходить за рамки должностных обязанностей и полномочий.
- Осуществить переход к правовой, открытой и ответственной системе государственного управления.
Каждый гражданин России должен знать ответственность и функции учреждений государственной власти, государственных служащих и чиновников. Не исполнение государственных функций должно служить поводом и основанием для отставки государственных служащих, чиновников или администрации учреждения в полном составе.
- Внедрить систему внутреннего контроля и отчетности государственных служащих и чиновников.
Система внутреннего контроля должна строиться на ежеквартальных отчетах государственных служащих и чиновников, содержащих в себе плановые задания и реальные результаты, с обязательным обоснованием причин не исполнения плановых заданий.
Система отчетности государственных служащих и чиновников должна охватывать все уровни государственного управления. Доступ к персональным отчетам государственных служащих и чиновников должен быть открыт для представителей общественности, СМИ и Гражданского контроля.
- Создать независимый от государства Гражданский контроль. Контроль со стороны общества должен выполнять Гражданский контроль, созданный политическими партиями, общественными организациями и профсоюзами.
Деловая коррупция
Основу деловой коррупции составляет искусственно завышенная "предпринимательская маржа", которую уместнее, в российских условиях, называть "эксплуатационной маржой". "Эксплуатационная маржа", являясь разницей между низкой себестоимостью труда и ресурсов и высокой продажной ценой продукции и услуг.
Эти, узаконенные государством сверхдоходы предпринимателей как магнит притягивают к себе алчных государственных служащих, чиновников и криминалитет.
За право получать сверхдоходы предприниматели и бизнесмены "обязаны" платить чиновникам "административную ренту", "откатывать проценты" за доступ к государственным заказам, откупаться от контролирующих структур, оплачивать услуги милицейских и криминальных "крыш" защищаясь от рэкета.
Принятие трех государственных Стандартов устранит деловую коррупцию из российской действительности:
1. Стандарт оплаты труда наемных работников.
Доля оплаты труда наемных работников должна составлять не менее 50% в себестоимости производимых товаров, продукции и услуг, но не ниже официальной минимальной оплаты труда.
При почасовой оплате труда, стоимость норма/часа труда наемного работника и служащего должна превышать 100 рублей за час работы.
2. Стандарт нормы Прибавочной стоимости, величина которой не должна превышать себестоимость продукции и услуг.
Прибавочная стоимость должна включать в себя инвестиционную составляющую, предпринимательскую прибыль и совокупные налоги.
Превышение Стандарта нормы прибавочной стоимости должно рассматриваться как получение сверхприбыли и автоматически включать прогрессивное налогообложение.
3. Стандарт торговой надбавки для предприятий реализующих продукцию и услуги.
Превышение Стандарта торговой надбавки следует рассматривать как получение сверхприбыли и применять к нарушителям прогрессивное налогообложение.
Приняв эти Стандарты государство лишит бизнесменов и предпринимателей возможности включать "коррупционные выплаты" в производственные издержки. Бизнесменам и предпринимателям станет выгоднее осуществлять экономическую деятельность в рамках Закона.
Чиновники в результате таких мер утратят возможность создавать "особые условия" экономической деятельности за незаконное вознаграждение.
Естественно, при осуществлении полномочий в экономической деятельности на чиновников будет распространяться внутренний контроль и Гражданский контроль со стороны общества.
Политическая коррупция
Политическая коррупция устраняется самым простым и естественным способом – запретом финансиорования политических партий на средства налогоплательщиков, из федерального бюджета, региональных и местных бюджетов, из бюджетов государственных компаний.
******************************************************
Меморандум Общественного Экспертного Совета Движения "За права человека"
Общероссийское общественное движение "За права человека" считает коррупцию одним из основных форм нарушения прав и свобод человека в Российской Федерации. Мы видим в коррупции любое злоупотребление властными возможностями, включая и те, где не просматривается прямая корыстная заинтересованность конкретного должностного лица. Коррупция - это принципиальное нарушение представителем власти объективности и условий честного и справедливого состязания. Таким состязанием является любой суд - если он соответствует нормам права. В демократии для нас очень важна именно возможность свободного соревнования политических, социально-экономических и идеологических проектов, возможность для гражданского общества вести полноценных диалог в своей среде и с органами власти.
Там, где таких возможностей нет, говорить о демократии всерьез невозможно, даже если демократические выборы проводятся регулярно и нет прямых фальсификации. В этой связи тот вид, который приняла парламентская избирательная кампания, даже если временно вынести за скобки многочисленные случаи прямой и грубой подделки результатов голосования, и без того носит вызывающе коррупционный характер, заведомо ставящий вопрос о легитимности ее итогов.
В своих подходах по противодействию коррупции как фактора нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, мы исходим из следующего разделения коррупционных механизмом по уровням.
Первый уровень. Это создание на уровне государственной власти незаконных привилегий и возможностей для предпринимательских, политических и квазиообщественных структур. Можно с уверенностью говорить, что существующая в России политическая и властная система вся основана на коррупции такого рода. Коррупция первого уровня неизбежно мультиплицируется на все общество, являсь своеобразным "законодателем моды" на коррупцию для должностных лиц и властных структур всех уровней, поистине становится системообразующем фактором.
При этом можно однозначно отследить приоритетную роль первоуровневой, "номенклатурной коррупции" в процессе криминализации социальных отношений.
Система российской власти, сама новая, "буржуазно-номенклатурная элита" изначально формировалась, исходя из: а) "перекупки" старого советского истеблишмента, в том числе, созданием условий для коррупции и прямого воровства: генералитета, партийно-хозяйственного актива, руководства ряда конфессий, "госпрофсоюзов" и б) откровенным использованием коррупционных механизмов при перераспределении административных и финансовых ресурсов внутри элиты.
Номенклатурная коррупция в наибольшей степени становится мишенью публицистики, однако, по сути, она является только инструменом внтуриэлитной конкуренции, и в этой степени в самой минимальной сфере угрожает правам человека, как они воспринимаются на обыденном уровне. "Нарисуют" ли несколько лишних процентов той или иной партии, каждая из которой в своей основе является продуктов общей политтехнологической стратегии власти - это в первую очередь затрагивает лишь функционеров этих партий.
Но пока политические и идеологические процессы в стране в значительной степени являются производными от политехнологии Кремля и "кремлей" меньшего масштаба. Тоже относиться к коррупции в экономической сфере: незаконным является конкретный механизм передачи некоего предприятия от олигарха А к олигарху Б, или выдача разрешения на внутренний оффшор региональной элите субъекта Федерации В, а не субъекта Федерации Г, но при этом основные общественно-политические силы страны почти не борются с самим существованием закрытых "перераспределительных механизмо". А ведь именно то, что "перераспределительные механизмы" действуют вне контроля гражданского общества и превратило российскую демократию в иммитационную, а выборы - в дорогостоящий маркетинговый социологический опрос.
Без радикальных институциональных изменений в политико-правовом устройстве Российской Федерации, которые позволят законодателям формировать исполнительную власть и контролировать ее, а структурам гражданского общества существовать независимо от правящей элиты и свободно обращаться к гражданам - борьба с номенклатурной коррупцией будет лишь орудием внутривидового отбора внутри элиты.
Создание президентского Совета по борьбе с коррупцией является фикцией в условиях, когда сам Кремль является заказчиком противоправных акций против Ходорковского и "ЮКОСа" (наиболее прозрачного из российских промышленных гигантов). Второй уровень коррупции. Это неприкрытый рэкет, практикуемый органами власти и правоохранительными структурами и столь же неприкрытое мошенничество. С нашей точки зрения, это самая опасная разновидность коррупции в плане обеспечения конституционных прав граждан. Именно с фактами этого уровня коррупции чаще всего сталкиваются правозащитные организации в своей практике.
Анонимность принятия административных решений, правовая некомпетентость большинства наших сограждан, невнятность многих правовых норм и нормотворческих хаос, чисто тоталитарные, репрессивные методы, до сих пор остающиеся на вооружении правоохранительных органов, зависимость суда - все это создает идеальные условия для нарушения прав человека. Вот краткий перечень случаев явной коррупции, которой наша организация занимается в настоящее время.
Незаконное строительство в столице, в т.ч. незаконное строительство магазинов в Орехово-Борисово, где районная управа (формально - орган местного самоуправления) и префектура Южного АО игнорируют уже 4 (!) предписание прокуратуры о прекращении незаконных действий. Манипуляции с предоставлением квартир при отселении в
Управлении муниципального жилья Северного АО (дело Раевой). Дело Дмитрия Зазвонова (г. Электросталь) - у предпринимателя, соперника мэра города на выборах, пытались отнять собственность, и против него (по инициативе мэра) возбудили уголовное дело. Чем не дело Ходороковского в миниатюре? Финансовый масштаб дела - в миниатюре, но судьбу человека ломали в том же "масштабе".
Дело московского предпринимателя Дениса Дикарева, которому подбросили наркотики. Уже после того, как дело очевидно развалилось - представители Госнаркоконтроля требовали от него 50 тысяч евро за прекращения дела. "Дело ветеринаров", когда бюрократическое недоразумение с оформлением анастезиотиков поставило врачей и владельцев домашних животных в этически невозможную ситуацию, и привело к уголовному преследованию законопослушных врачей-гуманистов.
Активность Госнаркоконтроля, который вместо восстановления здравого смысла в определении применения медикаментов, создал ситуацию, обрекающую на нарушение закона и создающую идеальные условия для фабрикации дел и вымогательства. Искусственно созданная правовая неразбериха с гражданством и обменом паспортов. Такой перечень можно продолжать до бесконечности, включая получения федералами дани в Чечне, в том числе, "выкуп" жертв зачисток и тел замученных.
Коррупция второго уровня - наиболее грязный и страшный вид коррупции. Именно для ее обеспечения правоохранительные органы ведут себя максимально зверски - все отдашь, лишь бы отстали. Именно для нее различные администрации создают максимально запутанные и туманные правовые схемы, выжимая поборы - даже таким бесхитростным образом, как создание при органах власти фирм, занятых регистрацией. Придавленность общества своим бытовым бесправием и создает то "тело коррупции", благодаря которой институциональная номенклатурная коррупция так надежно защищена.
Коррупция третьего уровня. Это - традиционные "знаки уважения". Такая коррупция носит практический узаконенный бюрократическим обществом характер, почти не затрагивает прав человека, поскольку не влечет за собой перераспределения ресурсов в ущерб другим. Практика многих стран показывает, что борьба с коррупцией - это тяжелая многолетняя деятельность многих общественных и политических сил. Перелом в отношении к коррупции может возникнуть только в условиях пристального демократического контроля за действиями власти.
Правозащитные организации должны вести постоянный мониторинг случаев "понуждения к коррупции" произволом властей, активно придавать такие факты гласности, заваливать суды и властные инстанции обращениями. Необходимо понимать, что в структурах и власти, и бизнеса есть достаточно людей, испытывающих отвращение к коррупции, уважающих закон и право. Необходимо отладить с ними постоянное взаимодействие. В случае преследований, такие люди должны немедленно получать поддержку общественности, включая и возможности трудоустройства.
Общественные организации, в т.ч. правозащитные, должны консолидировать свои усилия, чтобы эффективно требовать соблюдения законности, и, главное, постоянно настаивать на усилении позиций гражданского общества, создания правовых и политических условий для реализации и развитии конституционных прав граждан.
Очевидно, что не только систематическая борьба с коррупцией, но сама и постановка такой проблемы возможны только при сломе существующей политической системы в России.
Л.А. Пономарев, Исполнительный директор ООД "За права человека"