Сергей Глазьев, член-корреспондент РАН: "Формально неплохие макроэкономические показатели развития российской экономики за последние годы скрывают грубые просчеты в экономической политике государства и ошибочную политику денежных властей, которые не позволили использовать благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру для вывода России на траекторию быстрого и устойчивого социально-эконо¬мического развития".
По словам И. Хакамады, прежде чем говорить о развитии малого бизнеса, нужно определить четкие правила игры между государством и предпринимателями, которых в России нет. За 10 лет доля малого предпринимательства в ВВП и доля в занятости не изменилась, оставаясь в пределах 10-15%. Не было сделано никаких реальных шагов в восстановлении новой средней экономики. В результате из-за отсутствия рабочих мест страдают люди, а также крупные компании, потому что они не могут заниматься модернизацией и сокращением рабочей силы. Кризис 1998 года ударил прежде всего по крупным предприятиям, а более мелкие, также пострадав, быстро восстановились, подогнав свою политику к изменившейся ситуации. Но существует основная преграда на пути дальнейшего развития малого бизнеса - это чиновничество, административный аппарат. Бюрократии легче договариваться с крупным предприятием, особенно в ситуации, когда законы не работают. Вторая проблема состоит в том, что функции у государства настолько расширены и существует столько административно-контрольных процедур и ведомств, которые согласовывают свои интересы, что преодолеть эти барьеры в продвижении на рынке может только очень крупное предприятие.
В России в настоящее время имеется лишь немногим более миллиона малых предприятий, на долю которых приходится 12% валового внутреннего продукта страны и 12% рабочих мест. Хотя доля малого бизнеса в России остается незначительной, она быстро растет. В 2005 году продукция малого бизнеса в долларовом исчислении выросла на 343% по сравнению с 2000 годом. Для сравнения: рост номинального ВВП в долларах за тот же период составил 194%. Приблизительный расчет на основании итогов 2005 года показывает, что каждый процентный пункт прироста доли продукции малых предприятий в ВВП при прочих равных прибавляет к его росту дополнительные 0,10-0,15%. Другими словами, если бы вклад малого бизнеса в ВВП увеличился в следующем году с текущих 12% до 15%, то предполагаемый темп роста валового внутреннего продукта в 2007 года вырос бы до 6,6-6,7%, считает Питер Уэстин, ведущий экономист МДМ-банка
Как показывает опыт Центральной и Восточной Европы, малый бизнес играет важную роль в реструктуризации экономики и в привлечении иностранных инвестиций. В России крупные предприятия часто имеют избыточный штат. Рост конкуренции и затрат будет стимулировать их к реструктуризации и экономии средств. Несмотря на политический и социальный аспекты, эти процессы обязательно повлекут за собой новую (после 1990-х годов) волну сокращения штатов. Часть увольняемых примет сегмент малого бизнеса.
Обеспечение занятости - одна из самых важных экономических функций малых предприятий. Например, большинство предприятий в Европе - малые и средние. При этом большинство из них - микропредприятия, где занято менее десяти человек. В России малые предприятия (исключая предприятия среднего размера) составляют только 20% всех фирм, то есть налицо значительные резервы роста и увеличения социальной значимости малого бизнеса.
В показатели роста малого бизнеса за последние четыре года ощутимый вклад внесли и улучшения в части регулирования - были начаты реформы законодательства в области налогообложения (введение "упрощенки") и лицензирования, сделан шаг к облегчению регистрации малых предприятий. Важным шагом стала реформа банковского сектора, в частности, запуск в 2005 году системы кредитных бюро как основы для доступа малых предприятий к банковскому финансированию.
Хотя текущая тенденция позитивна, в международном сравнении сегмент малого бизнеса в России остается крошечным. В Центральной Европе и странах Балтии, так же как в западных странах, малые предприятия обеспечивают 50-80% ВВП. Следует, однако, отметить, что прямое сравнение здесь затруднено, так как в России малое предприятие определяется как компания, где работают менее 100 человек, а в большинстве других стран малыми и средними фирмами считают компании, где занято менее 250 человек. Возможность определения малого предприятия в соответствии с международными стандартами сейчас рассматривается в правительстве, и их предполагаемое введение позволит более точно представлять состояние малого бизнеса.
Ирина Перечнева, "Эксперт", 26 марта: "В начале марта этого года Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России" опубликовала результаты исследования условий функционирования малого бизнеса в регионах России, проведенного совместно с Вcероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в июле 2006 года. Выводы, полученные в ходе опроса предпринимателей, неутешительны: бизнес по-прежнему страдает от произвола чиновников и правоохранительных органов, правовой незащищенности и недостатка помещений. При этом хуже всего обстоят дела в самых динамичных по всем экономическим параметрам регионах. Например, Свердловская область, наряду с такими же сильными субъектами — Воронежской, Волгоградской, Калининградской, вошла в группу депрессивных территорий, где условия для развития малого бизнеса остаются крайне неудовлетворительными".
Развитию малого и среднего предпринимательства в стране могло бы способствовать формирование целостной госполитики в этой сфере и соответствующих ведомственных программ, считает президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", член Общественной палаты Сергей Борисов. "Мы предлагаем Правительству РФ совместно с российскими бизнес-объединениями разработать такие ведомственные программы", - сказал он в пятницу, выступая в Москве на заседании совета Общественной палаты, посвященном госполитике в области малого бизнеса.
По словам Борисова, в России зарегистрировано порядка 1 миллиона предприятий малого и среднего бизнеса и 2,6 миллиона индивидуальных предпринимателей. "Всего около 4 миллионов субъектов малого и среднего предпринимательства", - уточнил он. "Опора России", по словам ее руководителя, с целью выявления проблем, стоящих перед предприятиями малого и среднего бизнеса, провела среди них опрос.
"Около 70% малых предпринимателей не могут приобрести сегодня недвижимость для ведения бизнеса, для 50% предпринимателей дорого платить за аренду помещений. Стоит отметить, что сегодня около 40% малых предпринимателей пользуются банковскими кредитами, в то время как год-два назад их было 27%. При этом невозвратность кредитов составляет всего 0,17%, что означает, что риски минимальны", - сообщил Борисов. Он обратил внимание, что более 60% опрошенных в ходе исследования предпринимателей говорят о произволе правоохранительных органов, а более 60% заявляют о коррупции в предпринимательской среде.
Непроизводственные издержки российских предприятий малого и среднего бизнеса в прошлом году составляли более 8%, сегодня они составляют 9,6%, из них 70% - это взятки. Кроме того, сегодня остро стоит проблема рейдерства, отметил глава организации.
"Опора России" просит поддержки и у Общественной палаты РФ и предлагает создать в палате рабочую группу по развитию малого и среднего бизнеса, а также поручить этой группе сделать доклад на имя Президента РФ и председателя Правительства РФ о состоянии малого и среднего бизнеса в России сегодня", - добавил он.
Из инфраструктурных достижений в сфере поддержки малого бизнеса можно пока говорить только о бизнес-инкубаторах. Но это – не промышленность. Это площадки для стартующего бизнеса. Помогать ему необходимо, но успешный старт, увы, - не гарантия дальнейшего развития бизнеса. Особенно, в производственной и инновационной сферах. Дефицит производственной инфраструктуры обостряется.
Малого предпринимательства в промышленности мало. В отраслевой структуре Росстата – его 13% - то есть, примерно, 150 тысяч компаний. Для сравнения в США – почти в 10 раз больше.
Недостаток оборотных средств является одной из основных проблем развития малых и средних предприятий. С каждым годом получить желанный кредит на закупку оборудования и технологий становится все проще. По расчетам экспертов, объем рынка кредитования малого бизнеса (КМБ) в 2006 году увеличился более чем на 90% и составил порядка $10 млрд.
Рейтинговое агентство “Эксперт РА” провело исследование рынка финансирования малого бизнеса в 2006 году и составило по объему кредитного портфеля рэнкинг банков, которые специализируются на работе с малым и среднем бизнесом (МСБ). Согласно данным исследования, произошло удвоение кредитования малого бизнеса. Сбылись прогнозы специалистов о стремительном росте сегмента и его превращении в “банковский хит”.
По мнению аналитика агентства Ольги Гришиной, для столь перспективного и при этом небольшого сегмента, как кредитование малого бизнеса, темпы роста оказались на самом деле не столь впечатляющими. С учетом эффекта “низкой базы”, а также острой и неудовлетворенной потребности малых предприятий в финансовых ресурсах рост мог бы быть выше в разы. Г-жа Гришина выделила две группы причин, тормозящих развитие рынка. Во-первых, кредитование малого бизнеса привлекательно для многих банков, но доступно для избранных. Вход новых игроков и развитие рынка КМБ затрудняется высокими рисками, жесткими требованиями к технологии, а также огромным уровнем первоначальных затрат. Российские предприятия малого бизнеса — очень специфичная категория заемщиков, с которой банки только учатся работать. Предприниматели зачастую не имеют ни отчетности, адекватно отражающей реальное состояние бизнеса, ни нормального залогового обеспечения. Таким образом, выигрывать на рынке КМБ пока способны лишь те, кто имеет четкие технологии кредитования, учитывающие особенности малых предприятий.
В связи с этим все большую долю рынка, по оценке г-жи Гришиной, уже 75—80%, захватывали крупные федеральные банки, обладающие развитой филиальной сетью и способные позволить себе масштабные инвестиции в технологии. Средние и небольшие региональные игроки, действующие в узких географических сегментах, начинают сдавать свои позиции. Кроме того, КМБ становится все более привлекательным для иностранцев: именно здесь они могут реализовать свои конкурентные преимущества — высокую технологичность и доступ к длинным и дешевым ресурсам. Вполне вероятно, что с постепенным переходом рынка розничного кредитования в стадию зрелости кредитование малого бизнеса станет основным полем для конкурентной борьбы.
Во-вторых, кредитованию малого бизнеса нужен свой национальный проект и внятные законы. Несовершенство институциональной среды — второе и, пожалуй, наиболее серьезное препятствие для развития кредитования малого бизнеса. По мнению Ольги Гришиной, ситуация в сегменте КМБ имеет довольно много общего с ситуацией в ипотечном кредитовании начала этого века. С одной стороны, существует большой неудовлетворенный спрос, а с другой — потенциал развития остается нереализованным. Ипотечный рынок начал расти стремительными темпами только после того, как необходимость развития ипотеки была осмыслена на уровне национального проекта. Сегмент кредитования малого бизнеса может получить мощный импульс для роста лишь в том случае, если будет существовать сильная государственная инициатива по его поддержке. В этой связи очень важным аспектом представляется развитие двухуровневой системы рефинансирования. Как считает аналитик, активная деятельность мощного финансового института (например, Банка развития на базе РосБР и ВЭБа), который будет способен выступить в качестве аналога АИЖК на рынке КМБ, является залогом успешного и динамичного развития рынка.
Тенденции развития других сегментов финансовой инфраструктуры малого бизнеса повторяют динамику банковского сегмента. По оценке “Эксперт РА”, объем рынка лизинговых услуг малому бизнесу в 2006 году составил $4,5 млрд., объем рынка факторинга — $1 млрд, размеры рынка микрофинансирования — порядка $1 млрд.
По состоянию на 1 июня количество индивидуальных предпринимателей в России составило 2 млн. 769 тысяч человек, при этом 2 млн. 650 тысяч утратили право ведения предпринимательской деятельности. По большей части это добровольное решение о прекращении деятельности, а банкротств из этого количества всего 109.
Иван Грачев, депутат ГД: "Я думою, что цифра 2 млн. 769 тыс. сильно преувеличена, реально такого количества людей, занимающихся бизнесом, в России сроду не было. Мои субъективные ощущения, связанные, может, со статистикой, что суммарное число предпринимателей и бизнесов маленьких, никогда не превышало, и сейчас не превышает миллион по стране. Из них в виде юридических лиц оформлялось порядка семисот тысяч.
Если же мне говорят, что еще и 2 млн. 650 тыс. прекратили деятельность, то это что получается, их было пять миллионов, что ли? Пяти миллионов юридических лиц и физиков, наверное, никогда и не было. Есть субъективное ощущение, что реальных и трех миллионов предпринимателей в России никогда не было. Может, были оформленные бумаги.
Где-то с девяносто пятого года есть ощущение, что молодежь перестала идти в бизнес.
Если сейчас провести опрос, например, в аудитории, где учатся менеджеры, и спросить, а кто из вас свое дело начнет, менее десяти процентов ответят, что да, мы хотим начать свое дело. Более половины скажут, что хотят в чиновники, в крупную кампанию или государство. Общего настроя сделать свое дело, который для развивающейся страны наиболее важен, давным-давно нет.
Неблагоприятные условия, то есть законно вести бизнес, нормальный, рентабельный для европейских стран, для Китая, в России невозможно. Налоги чрезмерные, административный пресс тоже сильный.
Плюс, коррупция. Для меня коррупция это часть административного пресса. Даже если ты что-то перебросил в тень, там тебя достает эта составляющая, псевдо или квазиналог".