С начала 2007 года Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура активизировала проверку компаний республиканского ТЭКа, возбудив 23 дела об административных правонарушениях. В частности, обвиняет компанию в нарушении условий лицензионных соглашений на Азнаевском и Гончаровском месторождениях по уровню добычи нефти, а также по факту пользования участком лесного фонда в Ишимбайском районе без соответствующих документов.
Семь дел возбуждено против должностных лиц "Башнефти" в связи с допущенными нарушениями природоохранного законодательства. Возможно, что на руководителей компании пока будут наложены штрафы. А по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок нарушения не устранены, лицензии могут быть отозваны. Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой планируется проведение проверок на объектах топливно-энергетического комплекса и во 2 полугодии 2007 года. Нарушения также были выявлены у "Салаватнефтеоргсинтеза", 100 процентов акций которого собирается пробрести "Газпром".
Однако это не единственные проблемы башкирского ТЭКа. Напомним, в декабре 2006 года МИФНС предъявила иски в арбитражный суд города Москвы с требованием признать незаконными сделки по переводу 52 65 процентов акций "Башнефти", "Башкирнефтепродукта", "Уфаоргсинтеза", "Новойла", "Уфа-нефтехима" и Уфимского НПЗ четырем благотворительным фондам и попыталась обратить данные пакеты на основании статьи 169 ГК в доход государства. Однако суд не усмотрел нарушения закона в этой операции. Еще один процесс идет в отношении депутата Госсобрания Башкирии Виктора Ганцева, которому инкриминируется уклонение от уплаты налогов с возглавлявшегося им ОАО "Башнефтехим", совершенное группой лиц по сговору в особо крупном размере.
Эксперты в Башкирии не исключают, что активность природоохранных ведомств в отношении "Башнефти" и других предприятий нефтеперерабатывающего комплекса республики, как и в случае с "Сахалином-2", может быть связана с процессом по возврату акций шести предприятий башкирского ТЭКа под контроль одной из "кремлевских компаний".