Россияне обвиняют чиновников в систематическом нарушении федеральных законов в своей служебной деятельности. Камнем преткновения стали постоянные пропуски Минфином трехмесячного срока исполнения решений судов по взысканию денег в пользу российских граждан. Юридическую помощь гражданам оказывают специалисты ассоциации "АГОРА".
"Наши доверители очень хотят наказать Минфин взысканием с него процентов за пользование чужими денежными средствами", – отмечает председатель ассоциации "АГОРА", кандидат юридических наук Павел Чиков. – "Закон позволяет это сделать. Но было принято решение сначала добиться системных изменений, чтобы Минфин прекратил нарушать права россиян, и без того с трудом добивающихся компенсации нравственных страданий, полученных от государства и его представителей. Речь идет о десятках тысяч человек, ежегодно взыскивающих сотни миллионов рублей с федерального бюджета".
В июне 2004 года Йошкар-Олинский суд взыскал с казны России в пользу экс-председателя Банка Марий Эл Сбербанка России Сергея Клещева 19720 рублей. Эти деньги Клещев отсудил за бездействие Минфина России, который не исполнял решение суда, принятое еще в 2002 году в связи с незаконным уголовным преследованием банкира (в 1996 году Клещев обвинялся в экономических преступлениях и был оправдан по всем пунктам).
26 июля 2004 года бывший банкир доставил в Министерство финансов России положенное в таких случаях заявление о перечислении взысканных 19720 рублей, к которому приложил подлинник исполнительного листа и заверенную копию решения Йошкар-Олинского суда. Чиновники Минфина зарегистрировали заявление (номер 347036). Согласно вступившему в силу 1 января 2006 года Федеральному закону номер 197-ФЗ, ведомство Алексея Кудрина обязано было в течение трех месяцев до 1 апреля 2006 года перечислить эти деньги Клещеву. Однако экс-банкиру пришлось обращаться в Тверской суд Москвы с жалобой на бездействие Минфина, чтобы получить положенные деньги. Они поступили с опозданием почти на полгода 1 сентября 2006 года.
Забайкальский предприниматель Николай Горшков осенью 2004 года отсудил у государства 100 тысяч рублей за причиненный незаконным уголовным преследованием моральный вред. Получив на руки исполнительный лист, Горшков отослал его вместе с необходимыми для выплаты документами в Министерство финансов, куда они поступили 20 мая 2005 года. Деньги пришли к нему лишь 5 июня 2006 года, то есть по прошествии более года.
Бывший ректор Ветеринарной академии Татарстана Рифат Курбанов был незаконно обвинен во взяточничестве, отстранен от должности и потерял право заниматься преподавательской деятельностью. Позже все обвинения были сняты, суд восстановил Курбанова в должности ректора и заведующего кафедрой академии. Рифат Курбанов подал иск к Минфину России о компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности. 6 февраля 2004 года суд обязал Минфин выплатить ректору 100 тысяч рублей. 31 марта 2006 года ведомство Кудрина зарегистрировало обращение преподавателя, и до 30 июня 2006 года включительно казна должна была расплатиться с Курбановым. Однако только после обращения в Тверской суд Москвы на бездействие Минфина Рифат Курбанов получил свои деньги 6 октября 2006 года.
Предприниматель Артем Николаев из Казани все необходимые для выплаты присужденных ему судом в 2003 году 45 455 рублей документы доставил в Министерство финансов 25 октября 2005 года, однако смог добиться денег только 20 сентября 2006 года.
Документы жителя Алметьевска Евгения Веденина на выплату 1 миллиона рублей за почти четыре года жизни в колонии из-за ошибки следствия Минфин получил 19 октября 2006 года. На счет же деньги поступили лишь в феврале текущего года. Взысканные с казны России 18 июля 2006 года 367 858 рублей 29 копеек житель Калуги Алексей Горохов смог получить 31 мая 2007 года, хотя в Минфине все необходимые документы уже были 20 октября 2006 года.
Еще в 2006 году правовые аналитики ассоциации "АГОРА" выступили с предложением автоматизации процедуры исполнения решений по искам к казне. Достаточно было установить по одному компьютеру в каждом регионе страны, обучить специалиста и установить единую программу. Специалисты могли размещаться в помещениях региональных управлений федерального казначейства, которые по доверенности представляют в российских судах интересы Минфина России. Согласно предложениям правозащитников, специалист, проверив документы обратившегося взыскателя, выставляет платежное поручение на перевод средств. В течение 3-4 банковских дней взыскатель получает деньги во исполнение решения суда. Таким образом, могла быть существенно облегчена работа центрального аппарата Министерства финансов России и исключены дополнительные почтовые расходы.