Как сообщила Собкор®ru директор Фонда помощи жертвам террора Марина Литвинович, в заявлении, в частности, говорится, что "российская делегация оставляет за собой право досконально разобраться с тем, каким именно образом общество с отвратительным "послужным списком" оказалось приглашенным на авторитетное мероприятие с участием официальной делегации Российской Федерации". "Мы не можем не рассматривать такие действия как антироссийскую провокацию", - говорится в заявлении.
На сессии, обсуждающей вопросы участия жертв терактов в судебных процессах, 14 сентября выступила представитель Генпрокуратуры Ирина Алешина. В своем выступлении она кратко пересказала некоторые положения Уголовного и уголовно-процессуального кодекса России, а также законы, касающиеся соблюдения прав жертв терактов. Однако Алешина совершенно не коснулась вопроса о том, что данные законы в России не выполняются, а права жертв терактов - не соблюдаются. Об этом в прениях по докладу Алешиной было заявлено Дмитрием Миловидовым ("Норд-Ост"), Эллой Кесаевой ("Голос Беслана") и адвокатом Каринной Москаленко. Выступавшие жертвы терактов в России рассказали о беспрецендентных случая нарушений прав потерпевших в России. Они указали на нормы законов, которые не только не выполняются, но и напрямую нарушаются представителями следственных органов и прокуратуры.
Также на сессии выступила Мария Соцкова, эксперт Национального анти-террористического комитета. Она рассказала о том, что в России жертвы терактов и их права - защищены, что разработано и реализовано множество социальных и реабилитационных программ, что правосудие всегда стоит на стороне потерпевших. После ее выступления Элла Кесаева вынуждена была в короткой реплике отметить, что "на конференции ОБСЕ официальному российскому представителю неприлично лгать и цинично рассказывать о том, чего нет".
В заключающем выступлении Ирина Алешина сказала, что "нам всем вместе надо бороться с международным терроризмом". Однако, когда в перерыве потерпевшие от терактов подошли к официальной российской делегации и начали задавать вопросы, представитель МИДа России Антон Варфоломеев сказал: "Здесь не место для дискуссии".
Напомним, 13 сентября в Вене во время работы Высокого совещания ОБСЕ по жертвам терроризма делегация США в ОБСЕ покинула зал заседаний в знак протеста против отказа Обществу российско-чеченской дружбы в участии в работе совещания. Свое недоумение по поводу отказа ОРЧД в регистрации на встрече выразили представители Канады, Англии, Португалии и Норвегии, а также жертвы террористических актов, приехавшие из России. Официальный представитель МИДа России Владимир Титоренко мотивировал отказ тем, что ОРЧД было официально ликвидировано российским судом в октябре 2006 года как "причастное к экстремизму и терроризму", а также обвинил общество в распространении в Интернете "интервью международных террористов - Закаева и Масхадова".
Общество российско-чеченской дружбы — межрегиональная общественная организация, которая была зарегистрирована в Нижнем Новгороде в 2000 году. После ликвидации организации Верховным Судом России по закону о противодействии экстремистской деятельности, она была зарегистрирована в Финляндии. Крупнейшие международные правозащитные организации неоднократно заявляли о том, что ликвидация ОРЧД политически мотивирована и является частью действий, направленных на подавление гражданского общества в России. Жалоба по факту ликвидации ОРЧД ждет своего рассмотрения в Европейском Суде по правам человека.
В Вене 13 сентября открылась двухдневная международная конференция "Встреча высокого уровня с пострадавшими от терроризма" ("High-Level Meeting on Victims of Terrorism") Организации по безопасности и сотрудничеству Европы (ОБСЕ), в которой участвуют представители организации пострадавших от терактов в России: в "Норд-Осте", Беслане и Волгодонске. В конференции c российской стороны участвуют сопредседатель организации "Голос Беслана" Элла Кесаева, представители организации "Норд-Ост" Дмитрий Миловидов, Николай и Сергей Карповы, Светлана Губарева, участница организации пострадавших от взрывов в Волгодонске Ирина Халай и директор Фонда помощи жертвам террора Марина Литвинович.
Конференция организована Офисом демократических институтов и прав человека и председательствующим сейчас в ОБСЕ испанским руководством.