Режиссер Александр Сокуров и писатель Александр Солженицын в открытом письме потребовали прекратить реконструкцию интерьеров Российской национальной библиотеки в Петербурге. "Общественность Петербурга серьезно озабочена проводимым в Российской национальной библиотеке ремонтом, в ходе которого демонтировано деревянное оборудование, составлявшее архитектурное убранство трех наиболее значимых читальных залов, - говорится в тексте письма. - <...>Убранство это восходило к архитектурной и культурной традиции первой половины ХIХ в., к решениям К. И. Росси, А. Ф. Щедрина, А. Н. Оленина, М. А. Корфа – создателей и хранителей Библиотеки<…>. Сотрудники КГИОП, курирующие этот объект, объявили архитектурное убранство читальных залов корпуса Росси не представляющим историко-культурной ценности…"
В письме приводятся факты исчезновения различных элементов убранства библиотеки 19 века - кафедры, зеркала, и замены их "современными изделиями ширпотребовского уровня". Указывается и на то, что вестибюль библиотеки в результате реконструкции "утратил даже минимальную связь со стилистикой Библиотеки, стал похож на вестибюль заурядного бизнес-центра".
Авторы письма опасаются, что "Петербург потеряет при этом единственный в городе комплекс общедоступных читальных залов такого архитектурно-художественного и историко-культурного значения".
Заканчивается письмо призывом принять меры к приостановке работ по реконструкции интерьеров библиотеки до выяснения всех обстоятельств самого факта начала этой реконструкции, настоять на воссоздании уничтоженного архитектурного убранства исторических читальных залов, добиться возвращения исчезнувших элементов реконструированных интерьеров и др.
Помимо Сокурова и Солженицына, письмо подписали директор Пушкинского Дома Всеволод Багно, писатель Яков Гордин, исполнительный директор Фонда им. Лихачева Александр Кобак, члены Федерального совета по сохранению культурного наследия Олег Иоаннесян и Михаил Мильчик и другие.
Добавим, на сайте Закс.Ru организован сбор подписей под письмом в защиту интерьеров библиотеки.