В ближайшее время Летний сад собираются закрыть на реконструкцию, которая будет заключаться в превращении сада в подобие регулярного парка, с правильной геометрией аллей и вивисекцией старых лип, растущих ныне "слишком свободно".
На прошлой неделе состоялось заседание Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга, который утвердил проект реконструкции сада. Председатель Комитета по госконтролю, использованию и охране памятников (КГИОП) Вера Дементьева считает, что проект реконструкции Летнего сада "смело может быть поставлен в ряд великих реставраций".
Авторы проекта собираются отстроить Малую оранжерею, павильоны и фонтаны, воссоздать зону лабиринта, в петровские времена включавшую 32 фонтана на тему сюжетов басен Эзопа, возродить "менажерейный" хозяйственный пруд с островком-беседкой. Есть в планах и возведение административно-хозяйственного блока с автомобильной стоянкой - согласно проекту, "исключительно для садовой спецтехники" - и трансформаторной подстанцией. Кроме того, обещают упорядочить аллеи и дорожки, вернув их рисунку "утраченную четкость". Среди прочих нововведений — воссоздание периметра шпалер, чей плотный зеленый массив (высотой под два метра) обеспечит высадка 13 000 кустарников.
На заседании директор "Русского музея" Владимир Гусев доложил, что из 1 826 имеющихся здесь деревьев в удовлетворительном состоянии — только 5. На первом этапе сад обещают избавить только от 10–12 процентов больных деревьев, хотя и допускают, что впоследствии "деликатная" замена деревьев продолжится. Обещают высадить 472 новых, а старым вековым липам урежут кроны — "чтобы не застили солнца".
От голосования воздержался лишь один член Совета — сопредседатель петербургского отделения охраны памятников Александр Марголис. "Меня возмутила прежде всего формулировка, под которой проект проводится. Вместо "реставрации" звучат слова "реконструкция и капитальный ремонт", — пояснил Александр Марголис, напомнив, что в отношении памятника законом разрешена только реставрация. — И это не просто спор о терминах, это вопрос принципиальной позиции нашего Совета. Я считаю эту формулировку вызывающей. Она позволяет архитекторам выдумывать невероятные вещи и переделывать Летний сад по своему усмотрению. При этом, если мы допустим такое на памятнике федерального значения, который является уникальным и единственным в своем роде, то мы фактически откроем дорогу инвесторам, которые на других объектах будут действовать уже гораздо смелее".
Кроме того, Марголис обратил внимание на отсутствие убедительной архивной документации для воссоздания Малой оранжереи — а при таких исходных данных можно говорить разве что о вольных фантазиях на тему, но никак не о воссоздании исторического объекта.
Совет по сохранению культурного наследия трижды рассматривал проект реконструкции Летнего сада (в 2004, 2005 и 2007 годах), всякий раз возвращая его на доработку. Он требовал пересмотреть соотношение воссоздаваемого (попросту — новодела) и реставрируемого в пользу последнего. В итоге экспертам удалось убедить разработчиков проекта в необходимости отказаться от самых одиозных предложений — таких, например, как воссоздание Большой оранжереи и перенос памятника Крылову. Тем не менее, автор статьи в "Новой газете" Татьяна Лиханова опасается, что в результате реконструкции от Летнего сада может остаться лишь ограда.
Отметим, в "переработанном виде" Летний сад откроется для посетителей ориентировочно в 2013 году.
Добавим, Летний сад является старейшим садом Санкт-Петербурга. История его создания связана с началом строительства северной столицы России. Сад заложен в 1704 году — спустя год после основания Петербурга. Сад создавался в регулярном стиле. Его отличали геометрическая планировка, подстриженные кустарники и деревья, обилие водоемов, фонтанов, садовых сооружений и мраморной декоративной скульптуры. С течением времени облик Летнего сада изменился. Кроны деревьев перестали подстригать, и сад, сохранив регулярную планировку, принял вид пейзажного парка.