Мизулина также отметила, что если ОПК станет обязательным предметом, это сделает "вполне правомерным изучение основ, например, мусульманской или иудейской культуры", однако лишь "как дополнение к тому, на чем, собственно, произрастала вся эта российская культура".
Вместе с тем, как уточняет "Независимая газета", преподаватели ОПК должны будут предварительно обзавестись рекомендациями Русской православной церкви. Учебник по предмету написан руководителем Православного корпуса молодежного движения "Наши" Борисом Якеменко. Это же движение обязалось подготовить преподавателей ОПК.
Эти планы прокомментировал сопредседатель Института свободы совести, депутат Национальной ассамблеи Сергей Бурьянов. Он назвал их антиконституционными. "Российское законодательство, - сказал он, - допускает изучение конфессионально ориентированных предметов, но при двух условия: добровольность и преподавание за счет верующих и религиозных организаций".
Также Бурьянов заявил, что мнение о том, что инициатива по наступлению религиозного образования на среднюю школу исходит от РПЦ — неверно. По сведениям Институа свободы совести, инициатива в этом принадлежит власти, которая договорилась с клерикалами о введение ОПК во время избирательного цикла 2007-2008 годов.
Согласно действующим образовательным стандартам, ОПК является необязательным предметом. Его введение в школьную программу даже в таком качестве вызвало сопротивление части научного сообщества и учителей, посчитавших, что школьникам в рамках этого курса будут навязывать церковные взгляды, а также опасавшихся, что это спровоцирует напряженность в тех регионах, где большинство населения исповедует другие религии.
Елена Мизулина заявила "Независимой газете", что ожидает сопротивления введению ОПК в обязательную программу, в особенности в мусульманских регионах.