Завершившаяся в 2007 году федеральная целевая программа "Переход к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту" на 2004-2007 годы предусматривала ряд верных шагов. Однако серьезные просчеты Генерального Штаба ВС РФ в ее планировании и способах осуществления привели к крайне негативным результатам, сказал Кривенко. Материальные стимулы, которые должны создать привлекательность военной службы по контракту, не обеспечиваются. В реальности зарплата контрактника ниже среднего уровня по стране, а иногда не выплачивается вообще, и в этом отношении "контрактник ничем не отличается от солдата-срочника".
По словам члена Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации Людмилы Вахниной, широко распространилась практика принуждения военнослужащих по призыву к подписанию контрактов, массовые масштабы приобрело вымогательство денег у военнослужащих по контракту со стороны старослужащих, офицеров, а иногда и преступных группировок гражданских лиц. Кроме того, не обеспечиваются предусмотренные законом социальные права военнослужащих по контракту, крайне затруднительно расторжение контрактов и увольнение с военной службы в предусмотренных законом случаях.
Та система комплектования, которая введена во многих воинских частях, контрактной системой в прямом значении слова не является, поскольку контракт по определению может быть только добровольным, сказала Вахнина.
Также она отметила, что еще одной причиной медленного перехода на контрактную систему является коррупция. Призывнику проще один раз откупиться, чем получать нищенскую зарплату на контрактной службе, на которую невозможно прожить самому солдату, не говоря о том, чтобы содержать семью.
Как рассказал руководитель лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода Виталий Цымбал, федеральная целевая программа "Переход к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту" на 2004-2007 годы главной задачей ставила повышение боеспособности армии. Однако по сравнению с 2003 годом произошло снижение боеспособности на 15 процентов.
Также Цымбал отметил, что переход на годовой срок службы, а также сокращение военных кафедр в вузах приведет к кадровому голоду. Еще одним фактором сокращения численности армии является то, что на сегодняшний день количество восемнадцатилетних практически сравнялось с количеством мест в вузах. Поэтому, предположил Цымбал, переход военной службы на контрактную основу поможет решить проблему кадрового голода, а также повысит боеспособность армии.