Вместе с тем Амаев отметил, что наказание не помешает Ходорковскому знакомиться с материалами уголовного дела и присутствовать в судах. "В карцере более строгие условия, чем те, в которых Ходорковского содержали ранее. Его будут доставлять в суды и в прокуратуру", — сказал начальник краевого УФСИН.
Комментируя для Собкор®ru заявление представителя УФСИН адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт выразил недоумение: "Я не совсем понимаю, что имел ввиду Юнус Амаев. Существуют определенные нормативы, перечень запрещенных при посещении изолятора предметов. Приезжая туда, мы выкладываем все, что "звенит", при прохождении через металлоискатель. Также при нас адвокатское досье. Иногда сотрудники СИЗО просят его потрясти, чтобы удостоверится в отсутствии запрещенных предметов в нем. Мы эту просьбы выполняем, но на все попытки досмотреть досье отвечаем протестом, поскольку это противоречит правам адвокатов и подзащитных. Если они собираются выйти за пределы действующих нормативов, мы примем свои меры."
Напомним, 8 октября Михаил Ходорковский, находящийся в читинской СИЗО, был помещен в карцер сроком на 12 суток. Поводом для этого наказания названо нарушение Ходорковским правил получения и приема писем. Якобы именно нарушение этих правил позволило опубликовать в журнале Esquire беседу заключенного с писателем Борисом Акуниным. Защита Михаила Ходорковского уже выступила с заявлением, что эти обвинения не соответствуют действительности. "Никаких "незаконных" писем Михаил Ходорковский не писал, не получал, то есть нарушение им этого запрета не подтверждается никакими доказательствами", — говорится в заявлении адвокатов.
После помещения Ходорковского в карцер адвокаты отметили в своем заявлении, что заключенный имеет право неограниченно общаться со своими защитниками, которые, в свою очередь, могут зачитывать ему любые документы и записывать с его слов то, что считают нужным для защиты. "Все последующее лежит вне компетенции руководства следственного изолятора и не может быть расценено как нарушение установленного порядка заключенным. Даже высокопоставленный чиновник ФСИН РФ еще в 2004 году публично признал это в интервью газете "Новое время" после первой подобной публикации. С тех пор таких публикаций были десятки", - говорится в заявлении, размещенном на официальном сайте пресс-центра адвокатов Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.
В свою очередь Григорий Чхартишвили, пишущий под псевдонимом Борис Акунин, выразил крайнее возмущение карательными действиями в адрес Ходорковского в связи с опубликованным им интервью. "Не перестаю удивляться — нет, даже не низости, а непроходимой глупости этих людей. Неужели они думают, что Михаила Ходорковского можно сломить еще одним карцером? Пожалуй, надо сказать спасибо этим "демократам" в погонах: держа за решеткой беременную Бахмину, не давая нормально лечиться больному Алексаняну, сажая в карцер за интервью Ходорковского, тюремщики и их начальники способствуют пробуждению гражданского чувства у нормального, неполитизированного человека", — цитирует писателя пресс-центр адвокатов Ходорковского.
Напомним, 8 октября Читинский областной суд продлил срок содержания Ходорковского в читинском СИЗО до 2 февраля 2009 года. "Ходорковский, обладая большими связями, может скрыться за границей, оказать давление на свидетелей, уничтожить доказательства и помешать расследованию дела", — мотивировал прокурор ставшее восьмым по счету ходатайство о продлении срока ареста Ходорковского, выступая на слушаниях 7 октября. Читинский областной суд признал эти доводы обоснованными. "Более двух третей из 5 лет заключения Ходорковский провел в СИЗО — это наиболее тяжкая, изощренная мера пресечения", — сказал в суде адвокат Ходорковского.
В декабре 2006 года Ходорковский был переведен из колонии в Читинский следственный изолятор в связи с предъявлением ему и Платону Лебедеву новых обвинений. В рамках второго уголовного дела бизнесмены обвиняются в легализации 450 миллиардов рублей и 7,5 миллиарда долларов в период с 1998 по 2004 год. "По версии следствия, они украли всю добытую "ЮКОСом" нефть", — отметил один из адвокатов Ходорковского Юрий Шмидт. Обвиняемые свою вину не признают.