На рассмотрение Госдумы поправки в Уголовной кодекс, меняющие формулировки статей 275 (госизмена) и 276 (шпионаж) и вводящие статью 283 прим. поступили 15 декабря. Авторы поправок предлагают расширить понятия "государственная измена" и "шпионаж", сообщает Право.Ru.
В пояснительной записке к законопроекту ее авторы утверждают, нынешняя формулировка государственной измены "является крайне сложной для доказывания" того, что деятельность была именно "враждебной".
Согласно предложенному проекту, государственной изменой предлагается признать не "враждебную деятельность в ущерб внешней безопасности РФ", а "деяние, совершенное гражданином РФ, в ущерб безопасности РФ, а также ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности". "Деяние" более широкое понятие, чем "деятельность": оно подразумевает как действие, так и бездействие, поясняет Право.Ru.
Толкование шпионажа предлагается расширить в связи с "неоднократными попытками отдельными международными организациями получить сведения, составляющие государственную тайну", говорится в пояснительной записке авторов проекта. В этой связи уточняется такая форма измены, как "оказание финансовой, материально-технической, консультационной и иной помощи помощи иностранному адресату в ущерб внешней безопасности России".
Причем противоправной такая помощь будет признана не только в отношении иностранного государства или организации, но и международной организации.
Авторы поправок предлагают добавить в статью о шпионаж передачу секретной информации не только иностранной разведке, но и "лицам, действующим в ее интересах".
По мнению авторов поправок, наказание за эти преступления должны нести не только лица, имевшие допуск к тайне и допустившие утечку, но и все участники цепочки по передаче секретной информации (включая международные организации).
Правозащитники крайне негативно восприняли инициативу законодателей. "Если я выскажу мнение вам как журналисту, согласно новым поправкам, это уже может расцениваться как шпионаж или госизмена. Все мы теперь шпионы", - заявила корреспонденту Собкор®ru член Совета Правозащитного Центра "Мемориал" Светлана Ганнушкина.
"Естественно, мы общаемся с нашими зарубежными коллегами и критикуем власти. Получается, что каждое наше такое действие - преступное деяние. Правозащитники опираются на право. И если закон, такой как этот, нарушает принципы права, то мы будем против него бороться", - добавила Ганнушкина.
Закон дает почву для усиления борьбы с сепаратизмом: если раньше житель России мог выражать мнение, что хочет отделения своего региона, и его не могли признать преступником, пока он не совершит активных действий, то теперь для "незаконного деяния" достаточно слов, заявила Ганнушкина.
"Если человек не знает или не может знать о последствиях разглашения или передачи той или иной информации, то не может быть привлечен к уголовной ответственности. Иначе это противоречит общей части УК", — заявил "Газете" председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
"Такое высказывание Крашененникова не может не радовать, несмотря на то что очень часто он поддерживал совершенно незаконные законы", - заявила руководитель "Московской Хельсинской группы" (МХГ) Людмила Алексеева. "Это очень резиновый закон. Даже если в его будут внесены уточнения, России он совершенно не нужен. Закон нужен ФСБ, чтобы она могла посадить любого неугодного человека", - добавила руководитель МХГ.
"В стране социально-экономический кризис, нас ждут тяжелые времена. Вместо того чтобы принимать эффективные меры, власти, опасаясь, как население станет оценивать их работу, спешно принимают череду законов по "закручиванию гаек", - заявила Алексеева.
Напомним, что 12 декабря Государственная дума приняла в третьем, окончательном, чтении закон, который отменяет использование суда присяжных при рассмотрении дел о преступлениях антигосударственного характера, в том числе о госизмене и шпионаже. Теперь такие дела будет рассматривать коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции.