Невооруженным глазом выборы в Сочи заметить было невозможно. Ни тебе плакатов с портретами кандидатов, ни растяжек с призывами избирателей прийти на избирательный участок и выполнить свой гражданский долг, ни слухов, ползущих по городу и интригующих все городское население. Это отсутствие привычной предвыборной атрибутики вызвало удивление не только у российских журналистов, но и у многочисленных зарубежных коллег, прибывших в Сочи. Повышенный интерес прессы к выборам мэра связан, как известно, с тем, что курорт в 2014 году должен стать столицей Олимпиады. Тем не менее, властям не удалось провести их как можно тише благодаря, конечно, Борису Немцову.
Сценарий №1
После выдвижения Борисом Немцовым своей кандидатуры на должность мэра первоначальный план: провести "тихие" выборы, быстро поменяли на другой – скандальный. С Немцовым за компанию, как по команде, начали записываться все мало-мальски известные скандалисты, включая беременную порнозвезда Лену Беркову, изгнанную из Большого театра за лишний вес балерину Анастасию Волочкову, подозреваемого в убийстве британскими спецслужбами Андрея Лугового.
Таким составом кандидатов предполагалось убить сразу двух зайцев: выставить шутом Немцова, а выборы как таковые представить как смешной, но бессмысленный спектакль.
Однако в итоге, осознав опасность игры (в конце концов, так можно доиграться и до международного скандала) вернулись к первому сценарию: провести единоросса Анатолия Пахомова в мэры как можно тише.
По большому счету, в нынешней ситуации поднимать шум российским властям не на руку. Несмотря на путинские заверения, что кризис не помешает выполнить России, взятые на себя обязательства, реализация олимпийского проекта буксует. На вопрос: а где тут у вас строятся олимпийские объекты? Сочинцы либо недоуменно пожимают плечами, либо неопределенно махают рукой: "Это где-то там!". Таким образом, по-настоящему строительство олимпийских объектов еще и не начиналось.
Изначально казавшаяся многим безумная идея: проведение зимней Олимпиады в субтропиках - столкнулась с гигантскими проблемами: экологическими, социальными, технологическими. И пока российская власть не в состоянии их решить.
Впрочем, есть и еще одна причина, по какой власти невыгодно привлекать внимание к выборам в Сочи – это личность кандидата от партии власти. С прессой исполняющий обязанности мэра Сочи Анатолий Пахомов категорически не общается, интервью не дает, даже его встречи с избирателями строго засекречены. Для того, чтобы на них попасть, надо преставиться либо малым предпринимателем, либо учительницей, как это сделала корреспондентка из "Коммерсанта". От предусмотренных законом дебатов Пахомов тоже отказался. Видимо, как человек пришлый город он плохо знает. А проблем в Сочи – море! Дома рушатся, лифты не работают, от транспорта и мусора город задыхается. "Да, город лежит почти что в руинах", - соглашается начальник управления информационной политики администрации города Сочи Галина Сменщикова.
Мистер Х
С Галиной Сменщиковой я познакомилась при следующих обстоятельствах. По информации местных журналистов стало известно, что Анатолий Пахомов 26 апреля в 8-15 приедет голосовать в гимназию № 15. Ради такого случая увидеть Пахомова живьем, а возможно и задать ему вопрос, журналисты не поленились встать в самое раннее утро. И не они одни.
На школьном дворе царило оживление: дворники в спешном порядке убирали мусор с дороги; сотрудники дорожной службы и милиционеры контролировали проезд машин; участницы ансамбля "Славянка" распевали патриотические песни во славу Кубани; а члены избирательной комиссии нервно улыбались. Зарубежные и российские журналисты, включая съемочную группу Первого канала, расчехлив свои фото- и видеокамеры, приготовились.
Приезд по непонятной причине затягивался. Журналисты, чтобы не терять даром время брали интервью у проголосовавших жителей Сочи. В объектив телевизионной группы Associated Press попала ковыляющая с трудом пенсионерка Лидия Рогачева. Журналисты поинтересовались у нее, за кого же она проголосовала. Та откровенно призналась, что голосовала за Анатолия Пахомова, и свой выбор объяснила следующим образом, дескать, мэр города не должен ругаться с губернатором края, им вместе работать, а Пахомов, поставленный на эту должность Ткачевым, наверняка с ним поладит. "Нам не нужна война, нам нужен мир!" - подытожила пенсионерка. Ее спросили и про Немцова. "Кто ж его любит? - ответила она. - У него свое "я" не первом месте, а "я" - последняя буква в алфавите".
Пахомов все еще задерживался. Прождав его час с лишним, журналисты уже были готовы проголосовать против него ногами в пику электоральным предпочтениям населения, как возле гимназии появилась руководитель пресс-службы Галина Сменщикова. В первую очередь она бросилась в журналистам Первого рассказывать какой конфуз приключился. Дескать, ей позвонили из администрации города и сообщили, что Анатолий Пахомов уже проголосовал, но на другом участке. Они ее спросили: "А на каком?". Чиновница заявила, что не в курсе, дескать, ей и не положено это знать. "Я же сотрудник администрации, а не предвыборного штаба", - сказала она. На просьбу дать координаты представителя штаба кандидата, отвечающего за связь с прессой, Галина Сменщикова снова ответила отказом.
Секретная база
Базирование пахомовского штаба так и осталось для всех загадкой, несмотря на все усилия журналистов его найти.
Например, через наблюдателей на избирательном участке. Их было трое: две молодые девушки и парень, представившиеся как студенты Сочинского государственного университета. Они и не думали секретничать и рассказали, что проходили инструктаж в офисе "Единой России" по адресу: Горького, 37, назвали имя инструктора, а также телефон для связи и сообщений о нарушениях. Позвонив по нему, женский голос бодро мне ответил: "Штаб Пахомова". Но на мой вопрос, а можно ли встретиться с кандидатом или поговорить с кем-то из его доверенных лиц - женщина испуганно посоветовала звонить в администрацию и бросила трубку.
Информацию о деятельности Анатолия Пахомова я пыталась получить и в городской избирательной комиссии. Секретарь избиркома Валентина Ткачева дала лишь на десять минут полистать папочку с подшивкой агитационной продукции всех кандидатов, в том числе и Пахомова. Он выпустил несколько тысяч плакатов с своим портретом и плюс две листовки тиражом в сто тысяч экземпляров каждая. На самом деле – это не листовка в привычном понимании слова (текст на одном листе бумаги), а целая газета на восьми страницах, где подробно расписаны все грядущие планы администрации города по ремонту дорог, домов, водопроводных сетей и канализации. Однако возможность осуществления всех этих коммунальных улучшений была поставлена в зависимость от реализации намеченных масштабных олимпийских проектов. "Без этого сочинские проблемы останутся нерешенными", - говорится в пахомовской агитке.
Население обнадеживают, что из 300 миллиардов рублей выделенных на Олимпиаду только 20 процентов будет истрачено на строительство олимпийских объектов, а 80 на решение городских задач.
Во-первых, Дмитрий Козак заявил об уменьшении расходов по олимпийской программе до 218 миллиардов рублей. Во-вторых, только одна дорога от Адлера до Красной поляны обойдется бюджету в 242 миллиарда рублей! Ее строительство никак нельзя отнести к нуждам сочинцем. Против порта в Имеретинке, на строительство которого планируется потратить 7 миллиардов казенных рублей, жители уже протестуют. Спрашивается, а что остается для реально необходимых сочинцам инфраструктурных проектов? Очень хотелось бы обсудить обоснованность приведенных цифр, если не с самим кандидатом, то хотя бы с автором статьи в его газетке. Однако секретарь избиркома отказалась назвать какие-либо фамилии, так как она их, якобы, не знает.
Классовый расклад
При этом секретарь горизбиркома посоветовала мне обратиться в его общественную приемную. "Увидите, там портрет Пахомова висит", - подсказала Валентина Ткачева. По указанному ею адресу: Воровского, 58 - находилось сразу несколько общественных организаций, в том числе и Специализированная школа олимпийского резерва по шахматам. Уютных два зала были полностью заняты столами с шахматами, за которыми играли дети. Оглядевшись, я все же спросила: "Здесь штаб Пахомова?" "Нет тут никаких штабов", - ответил мне один из тренеров, свободный от занятий. Это был Евгений Мартиросян.
Когда он подвел меня к нужной двери, я полюбопытствовала: за кого же шахматисты будут голосовать? Он замялся, дескать, не хотим Гарри (Каспарова - Ред.) расстраивать, но за Немцова голосовать не будем. И все, без объяснения причин.
Оказалось, что Пахомов временно арендовал под свою приемную комнату секретаря городского совета ветеранов. Ловко придумано! Пенсионер, идя в совет со своими просьбами, попадал сразу в лапы к агитатору Пахомова. Какую он помощь оказывал пенсионерам неизвестно, зато вербовка, благодаря этой рокировке, происходила успешно. Среди завербованных оказался и председателя совета ветеранов центрального округа Сочи Михаила Прокофьева. По его словам, Пахомов встречался с Советом и произвел на всех ветеранов хорошее впечатление своими рассказами про Анапу. "Там нет заборов на пляже, как в Сочи, - уверенно заявил Прокофьев, - и горячая вода стоит 32 рубля за кубометр, а не 156, как в Сочи".
Михаил Прокофьев признался, что он поверил Пахомову на слово, лелея надежду, что прекратиться эта кадровая чехарда в Сочи. Хотя, по большому счету, пенсионеров в российский действительности и в этой власти мало что устраивает. В частности, и Михаила Прокофьева. Он уверен, что сейчас наше общество разделилось на две касты: с одной стороны чиновники, а с другой – народ, потому что пенсия чиновников составляет 75 процентов от зарплаты, а у всех остальных граждан всего – 20 процентов.
"Нами правят жулики, воры и хапуги", - убежденно говорит Михаил Прокофьев, после чего я не могла его не спросить: "Так почему же вы собираетесь голосовать за ту же власть?" Отвечает: " А за кого? Время коммунистов прошло. Я бы проголосовал за Юрия Дзагания – он очень умный, толковый человек, но ему уже 70 лет. Старый он для такой работы".
Спокойный "Бриз"
Вообще-то Юрию Дзаганию не 70 лет, а 60 с небольшим, что, впрочем, тоже немало. Человек он действительно уважаемый в городе и довольно компетентный. Познакомились мы с ним на митинге в честь дня рождения Владимира Ленина. Сходу обсудить успели все: уничтожение курортного потенциала Сочи, загубленное производство, вспомнив при этом старых советских руководителей. Кстати, разговор зашел и о руководившим Сочи в течение двадцати лет Вячеславе Воронкове, который, по утверждению многих, пользовался большим авторитетом у сочинцев. Оказалось, что у коммунистов он не в большом почете, потому что в его биография есть "темное пятно". По словам Дзагании, Воронков отсидел двенадцать лет по громкому делу "Океан", вскрывшему аферу по продаже красной икры под видом баклажанной.
"Но в целом для города Воронков много сделал", - попытался сгладить впечатление о нем Юрий Дзагания. Но у коммунистов часто так получается: после того, как выльют большую бочку дегтя, добавят маленькую ложку меда. Возможно, поэтому к компартии люди не очень тянутся. Парторганизация КПРФ в Сочи немногочисленная и по возрасту далеко не юная, надо полагать поэтому власть перестала ее боятся. Дзагания показали все государственные телеканалы страны: первый и второй, засняв его в момент голосования. Немцова они тоже снимали, но не брали интервью, как у Дзагании, который начал с приятного, с того, в чем коммунисты поддерживают власть. "Мы за проведение Олимпиады, но только по-человечески", - практически повторил немцовский лозунг коммунист.
За кадром осталось все то, что Юрий Дзагания думает по поводу нечетности и недемократичными выборов. Об этом узнают не российские телезрители, а зарубежные, в частности, из интервью корреспонденту Reuters. Ему Юрий Дзагания также сообщил, что коммунисты договорились со штабом Немцова о совместном наблюдении за выборами. Я же у него попыталась выведать, где находиться штаб Пахомова. По словам Дзагании, все знают, что он расположен на первом этаже гостиницы "Бриз", принадлежащий семейству главы горсовета. Там я обнаружила ресторан и бассейн, вокруг которого на шезлонгах возлежали какие-то тела, пьющие коктейли из трубочек. Портье подтвердил, что журналисты, работающие на Пахомова, порядка десяти человек, действительно проживают в отеле. Таким образом штаб Пахомова так и остался засекреченным объектом.
"Оранжевое гнездо"
В отличие от штаба Пахомова штаб Немцова имел конкретный адрес: Новоселова, 7б, который знали все и дверь в который всем была открыта. В последние дни перед голосованием он, и до того не малолюдный, стал похож на улей. Народ все прибывал и прибывал, мелькали знакомые лица: лидер "Обороны" Олег Козловский, член политсовета РНДС Юлия Малышева, член "Солидарности" Роман Удод.
Все политические активисты приехали не сами по себе, а с группой единомышленников. Из 420 наблюдателей, задействованных на избирательных участках Сочи, иногородние составили 170 человек. Прибыли они из Москвы, Питера, Калуги, Ростова, Ханты-Мансийска, Краснодара.
По словам руководителя штаба Ильи Яшина, самая многочисленная делегация - это "яблочники" (до 30 процентов), затем члены бывшего СПС и "Солидарности", а потом уже других политических организаций. "Людей, приехавших по коммерческим соображениям, у нас нет", - подчеркнул Илья.
К организации процесса наблюдения были привлечены опытные специалисты, неоднократные участники предвыборных кампаний такие, как Андрей Бузин, Вадим Прохоров, Михаил Шнейдер, Александр Глушенков. Многолетняя практика позволила им четко в деталях проработать процедуру контроля за выборами. Для наблюдателей был подготовлен целый пакет документов, включающий ссылки на Конституции, письмо от кандидата, краткие рекомендации, перечь задач и образцы заявлений при фиксации различного рода нарушений. Кроме того, каждый наблюдатель прошел инструктаж под руководством доверенных лиц и членов территориальных избирательных комиссий. К слову сказать, нарушения в ходе голосования могут служить основанием для отмены выборов. Так по суду были отменены выборы в Барнауле, подмосковном Жуковске и Красноярском крае, хотя по решению вышестоящих судебных инстанций, они не вступили в силу.
Наблюдение, по словам Андрея Бузина, способствует и предупреждению нарушений, дисциплинирует избирательные комиссии, что, в конечном счете, отражается на итогах голосования. Так, он привел пример выборов в Московскую городскую думы в 2005 году. Как утверждает эксперт, результаты на тех участках, где велось наблюдение, отличались, по сравнению с теми, где вообще не было наблюдателей, на 3-4 процента. Свою миссию наблюдатели выполнили достойно. "Волонтеры работали на избирательных участках, как львы, сражаясь за каждый голос", - сказал, в частности, Михаил Шнейдер.
По его оценке, они заслужили "пятерки". Однако предупредить фальсификации штабу Немцову не удалось. Как сказал Михаил Шнейдер, "воровство голосов произошло во время досрочного голосования".
Львиное сердце
Всю ночь после дня голсования Борис Немцов провел в штабе. По сути, своей кампанией он руководил сам. Немцов ложился позже всех и вставал раньше всех. При этом он еще и развлекал свою команду, рассказывая по вечерам байки про лихие девяностые, знакомых олигархов и свое губернаторство в Нижнем, а рано утром, выпивая апельсиновый сок, отправлялся в тренажерный зал. Его любовь к физическим упражнениям разделяли далеко не все, хотя много ходить пешком пришлось всем его помощникам. Немцовская белая рубашка, как флаг, почти всегда маячила впереди кавалькады, состоящей из агитаторов, раздающих листовки, журналистов и охраны. Агитацию Немцов вел на улицах, рынках, а в редких случаях и на митингах. Говорил он много и эмоционально, щедро растрачивая свою энергию и обаяние. На все просьбы сфотографироваться он всегда откликался охотно, даже когда люди злоупотребляли его временем.
Очень часто подобные процессии возникали спонтанно, например, когда газелька, на которой постоянно ездил Немцов, застревала в пробке. Он не мог долго сидеть в машине, а вместе с ним выскакивать приходилось и всем остальным. Дальше двигались уже по тротуару.
При этом многие жители Сочи узнавали Немцова, останавливались, жали руку или просили автограф. Такая доступность, открытая манера общения кардинально отличала Немцова от представителей власти.
Однако открытость Немцова имела и обратную сторону. Панибратство, которое приветствовал Немцов, было для российского обывателя слишком непривычным, отчего Немцов казался ему слишком ненадежным, в отличие представителя массивной вертикали власти, которая усилиями ТВ-пропагандистов кажется ему (обывателю) нерушимой.
Борис неоднократно повторял: "Это борьба добра со злом, правды и лжи". Но слова не всегда служат главным аргументом. Да и стихия борьбы мало кому из граждан по душе. В обычной жизни люди стараются избежать прямых столкновений, обойти препятствия. Не все борцы при жизни обретают ореол героев. Из-за разрушительных последствий девяностых негативный шлейф до сих пор тянется за Борисом Немцовым. Готовы ли граждане пойти вместе с ним и другими активистами внесистемной оппозиции в новый крестовый поход против власти? Будем надеяться, что придет время, когда они будут к этому готовы.