Новелла Бенуа Дютертра — остроумный и незлобливый стеб над некоторыми догмами и "трендами" современной Европы, которая, как известно, "маленько повернута" на ряде сугубо второстепенных с точки зрения здравого смысла тем. Во-первых, над борьбой с курением, приобретшей форму уже некой почти религиозной войны. Во-вторых, над "чадолюбием", то есть над неумеренной сакрализацией детства и детей, которая выражается в том числе в параноидальной охоте не только на реальных, но и на мнимых педофилов. Ну и над абсурдом бюрократии в целом.
Книжка не стремится быть реалистичной. Отправной точкой сюжета становится заминка с приведением в исполнение смертной казни, которой в современном ЕС нет.
Однако одно это нелогичное допущение, как это часто бывает в произведениях подобного рода, и помогает обнажить абсурдный потенциал некоторых нынешних тенденций.
Суд приговорил к смерти чернокожего из неблагополучного пригорода. Тот потребовал исполнить свое последнее желание — дать выкурить ему сигарету. По старинному закону он имеет на это право. Но по внутреннему распорядку суперпрогрессивной и модернизированной тюрьмы курить в ее пределах запрещено вообще. Возникает юридическая коллизия.
Юрист, вероятно, сказал бы, что в данном случае дилемма должна быть разрешена в пользу закона о последнем желании, так как он должен иметь приоритет над узковедомственными распоряжениями. Но автор книжки не юрист, он рассказчик и шутник. Поэтому казнь откладывается.
Это становится поводом для масштабной общественной дискуссии. Замученные антиникотиновыми законами и враждебными курению пропагандистскими кампаниями социальной рекламы табачные корпорации видят в этой истории удивительный шанс для себя и преисполняются робкой надеждой. Они берут под крыло адвоката-неудачницу, которая также вцепляется в этот случай, как в свой единственный карьерный шанс. Сама ситуации дает производителям сигарет редкий и парадоксальный шанс увязать свою "смертоносную" продукцию с жизнью и спасением.
Параллельно рассказывается история одной пары, которая принципиально не хочет заводить ребенка в обществе, помешанном на "цветах жизни". Из-за страшного и непростительного правонарушения (одна выкуренная сигарета в туалете мэрии, где курить, разумеется, тоже запрещено, как и почти везде) скромный служащий, маленький человек современного Евросоюза становится жертвой обоих трендов — и антитабачного, и "чадолюбивого". И решается бросить вызов и тому и другому.
Бенуа Дютертр очень точно подметил распространенную сейчас в Европе манию подводить практически подо все гуманистическую или филантропическую платформу, "заботу об общем благе". Этими ценностями клянутся, используют их в пропаганде и рекламе буквально все: государства, корпорации…
У Дютертра и тюремный палач, и табачные компании уверяют, что и казнят приговоренных, и продают им сигареты они для блага самих "смертников" и курильщиков, а также для того, чтобы лучше заботиться об экологии, о правах детей, о правах животных, о несчастных голодных третьего мира, о социальных низах, о меньшинствах… В общем, сплошное "суси-пуси".
По мере приближения к финалу произведение Дютертра начинает напоминать о жесткой социальной сатире великого и ужасного автора "Пены дней" Бориса Виана.
При очень большом желании "Девочку и сигарету" можно трактовать как право-либеральный или либертарианский выпад против лево-либерального мейнстрима, господствующего в Старом Свете. Индивидуальные право и свободы против диктата коллектива и модных социальных поветрий. Но на самом деле новелла написана не с правых или еще каких-то политических позиций, а просто с позиций здравого смысла. И направлена не против политкорректности или еще чего-то в этом роде, а против неизбывного бюрократического и социального абсурда, в какие бы цвета он не рядился. Если кто и имеет основания провозгласить это произведение своим манифестом, так это только упрямые курильщики и сторонники движения childfree.
Вы можете оставить свои комментарии здесь