Чего только о себе не почитаешь.
И, действительно, какая-то странная мистическая связь — между Лубянкой 1991 года и Лубянкой 2012 года...И какая банальная пропасть между тем, что мне говорил и. о. председателя КГБ СССР и тем, что думают и чем руководствуются нынешние "правоохранители".
Вышла книга Леонида Шебаршина, который был 12 лет начальником внешней разведки СССР и один день - исполняющим обязанности Председателя КГБ СССР.
Тот самый день — последний день августовских событий 1991 года. Тот самый митинг на ...Лубянке.
Тот самый митинг, когда я, как представитель Верховного Совета, противостоявшего ГКЧП, пришел разговаривать с верхушкой КГБ. Мы пришли в здание КГБ, чтобы не допустить кровопролития, которое могло случиться в любой момент и быть инициировано любой стороной.
Это был последний день ГКЧП. Десятки тысяч людей — защитников Верховного Совета — пришли на Лубянку. Многие из них придут и через 2 года, на следующее противостояние. Но тогда длилось дольше, закончилось по-другому.
Вернемся в 1991 год. Председатель КГБ ждал штурма, а в нашем лице предполагал увидеть отмороженных авантюристов А увидел — нормальных людей, болеющих за судьбу страны. Мы тоже полагали увидеть некое чудище в ежовском духе, а увидели образованного и переживающего человека. Кровопролития тогда удалось избежать.
Вот такая была встреча на Лубянке. Вот ведь как бывает...
Из воспоминаний Леонида Шебаршина "Шебаршин Л. - Рука Москвы. Разведка от расцвета до развала (Власть в тротиловом эквиваленте) - 2012". страница 315.
"...Ужасно, что это все происходит на Лубянке, что и здесь, как в Тегеране, помощи ждать неоткуда. Ошибка. В моем кабинете появляются два российских депутата специально на тот случай, если толпа начнет вести себя буйно. Леонид Борисович Гуревич и Илья Мстславович Константинов (я - Владиславович, но ошибаются очень часто — И.К.). Записываю их имена с искренней признательностью.
Они внесли элемент разума в абсолютно иррациональный мирок моего кабинета. Был момент, когда они собрались было на площадь, но оказалось, что очередной поток докладов об очередном начале штурма Лубянки неправилен.
Доложили, что с какой-то машины в проезде Серова бесплатно раздают водку. Это уже из области фантастики — водка драгоценна, и любой купил бы ее по госцене. Тем не менее, прошу проверить. Сообщают, что никакой раздачи водки нет (в голосе звучит разочарование).
Постепенно дело проясняется. На площади не буйная толпа, а митинг. Речь идет о демонтаже памятника. Всем командует С.Станкевич, а милиция приглядывает за порядком. Попрощались с Гуревичем и Константиновым. Если таких людей много, то Россия не погибнет. Знакомство с ними было светлым пятном в этот кошмарный день".
Л. Шебаршин застрелился через неделю после ареста моего сына. Это, конечно, никак не связано. А еще он успел написать мемуары. И вот что мне подумалось. Шебаршин был достойным человеком. Интересно, что он думал о тех, кто пришел на его место... Я-то не в претензии на свое Лефортово. А за сына "спасибо", господа чекисты... Что же вы творите!
! Орфография и стилистика автора сохранены