История вопроса
В Архангельске проходит под видом суда безобразный фарс, на котором поморского активиста Ивана Мосеева обвиняют в экстремизме и разжигании ненависти по отношению к русскому народу (ст. 282(1) УК РФ). Экстремизм ФСБ узрела в анонимном комментарии, оставленном на сайте "Эхо Русского Севера": "Вас миллионы быдла, а нас 2 тысячи людей". Чекисты объяснили, что "быдло" значит "русские". Это мнение подтвердили на суде две уборщицы, моющие полы в местном отделении ФСБ, которым показали комментарий. Текст был оставлен с компьютера, имеющего динамический IP: т.е., его автором мог быть кто угодно. В момент, когда комментарий был оставлен, Мосеев спал.
Параллельно ФСБ ведет против него следствие по ст. 275 УК РФ о государственной измене, выразившейся в попытках дестабилизировать политическую ситуацию в Архангельской области и в дальнейшем присоединить эту область к Норвегии (до 20 лет лишения свободы).
Решение Верховного Суда по вопросу о норвежском шпионе Мосееве
The Show Must Go On — таков был полученный вчера ответ Верховного Суда РФ на надзорную жалобу Мосеева, ходатайствовавшего об отмене решения судьи Архангельского Областного Суда Веры Кокуновой. Конечно, прямой цитаты из Queen там не было, но смысл великого хита судья Александр Климов передал довольно точно: спектакль под названием "Поймай шпиена" будет продолжен. А как же иначе? Ведь нынешний режим — честнейший из самых честных, справедливейший из самых справедливых. Просто так у нас шпионом никого не назовут.
Вспоминается, как в первой части романа о Чонкине, городская дама, приехавшая в деревню Красное в эвакуацию, победоносно заявляет: "А ведь у нас просто так никого не сажают!" Да, действительно Органы — наши славные, незаменимые, бесстрашные и вместе с тем такие чувствительные — Органы никогда не ошибаются. И Верховный Суд в своей верховной мудрости это хорошо знает. Поэтому его мудрые судьи и принимают мудрые решения. В конце концов, престижную государственную работу, где только официальная средняя зарплата — выше 90000 рублей в месяц, терять никто не хочет.
80% текста решения составляет копи-пейст из учебника — о том, что такое оперативно-розыскная деятельность (а то, может, им в Архангельске сие неведомо), 15% — шапка. Аргументации уделено целых 5% или даже меньше. В поддержку отказа приводится один-единственный аргумент: постановление судьи Кокуновой "вынесено на основании представленных судье материалов, содержащих основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, с изложением обстоятельств, подтверждающих необходимость прослушивания телефонных разговоров Мосеева". Другими словами: Кокунова действовала по указаниям Органов, а Органы опять-таки всегда правы.
Но вот закавыка какая. В деле Мосеева Органы оказались совсем неправы. Не будем сейчас останавливаться на настоящих причинах травли Мосеева и всего поморского движения (они перечислены здесь: Помор Иван Мосеев: Хроники травли-1), но остановимся на абсурдистике решения Кокуновой. Судья "дозволила" Органам прослушивать телефонные разговоры Мосеева (кстати, с каких это пор Органам нужно на это дозволение?) ибо они (Органы) показали, что в действиях Мосеева присутствуют признаки состава преступления, караемого статьей 275 УК РФ, т.е., признаки государственной измены. Судья — наивная душа — даже не постеснялась перечислить это признаки:
- Мосеев руководит общественной организацией "Национальный культурный центр Поморское возрождение", а она добивается признания поморов коренным малочисленным народом Севера (КМНС).
Да, это, господа, жуткое преступление. Российское правительство дало статус КМНС 40 народам, но их лидеров за это в госизмене никто не подозревал.
- Мосеев хочет, чтобы после получения статуса КМНС территория проживания поморов была включена в юрисдикцию международного права, что нарушит территориальную целостность России.
Другими словами, Мосеев хочет умыкнуть свою Поморляндию у России и присоединить к соседской Норвегии. Об этом даже писал Дмитрий Быков:
"Сегодня ты спас от забвения
Старинный поморский фольклор
А завтра с норвежскою помощью
Архангельск у Родины спер".
Честно говоря, этот пункт вызывает наиболее серьезные сомнения в том, что судья Кокунова имеет юридическое образование. Что такое территория под "юрисдикцией международного права"? Это — территория, которая контролируется не законами какого-либо государства, а международными соглашениями, т.е., территория, не входящая в состав ни одного государства мира. На сегодняшний день к таковым относится необитаемая Антарктида, а также территории вечной мерзлоты Арктики, и конечно все международные воды. Но при чем тут Архангельская область? Как может общественная организация, даже такая опасная, как "Поморское возрождение", изгнать все население (включая себя самих) с севера Архангельской области; превратить ее в безлюдную территорию; отменить действие российских законов на этой территории; вывести ее из состава РФ, уже не живя там; добиться заключения международных соглашений по необитаемой Архангельской области (с участием России, скорее всего); и превратить ее в субъект международного права, наподобие Антарктиды? Как? И главное — зачем? Ведь сами поморы там жить уже не смогут: такие земли по определению должны быть незаселены.
- Деятельность "Поморского возрождения" поддерживалась иностранными структурами, а сам Мосеев опубликовал ряд материалов на денежные средства норвежцев.
- Ага, это уже серьезно. И российские государственные университеты, и институты РАН получают множество иностранных грантов. В 1993 г. Конгресс США выделил 1,6 миллиарда долларов на различные программы поддержки российских организаций. Двадцать лет российское государство получало помощь от US AID, но ведь никто не обвиняет за это российское правительство в государственной измене. Кстати, Мосеев никаких грантов от норвежцев не получал.
- Мосеев выступал за создание Поморской Республики и вступления ее в "Объединенные штаты Европы".
Верно. Выступал. И даже статью на эту тему опубликовал. В местной газете "Волна" за 3 января 1991, т.е., еще в советские времена (больше 20-ти лет разыскивали чекисты сепаратиста!).
В статье черным по белому, не на поморском, а вполне русском языке, с которым чекисты и судья Кокунова должны быть хоть в какой-то степени знакомы, написано, что автор выступает за создание Поморской Республики в составе РСФСР. Улавливаете разницу? А вот судья Кокунова не уловила. В создании такого образования в уже исчезнувшем государстве она усмотрела угрозу национальной безопасности РФ. Получается, что национальной безопасности страны угрожают и существование Республики Коми, Республики Саха-Якутия, Республики Адыгея, Республики Алтай, Республики Башкортостан, Республики Бурятия, Республики Дагестан, Республики Ингушетии и еще десятка республик. Куда, спрашивается, смотрит Кремль?
И если идея Мосеева по созданию Республики Поморов в составе РФ заслуживает наказания в виде тюремного заключения, то какого наказания заслуживает Путин, выведший из состава РФ остров Тарабарова и часть острова Большой Уссурийский (337 кв. км) и передавший их Китаю? Какой кары заслуживает Медведев подаривший Азербайджану половину водораздела реки Самур и два села с 600 российскими гражданами в придачу? С каких пор быть агентом китайских или азербайджанских спецслужб более почетно, чем агентом норвежских?
Впрочем, фраза о том, что Поморская Республика должна быть частью РСФСР, находится в самом конце статьи. Судья, как и чекисты, так далеко по тексту пробиться, видимо, не смогла. Не осилила. А, может, была занята изучением несуществующих "Объединенных штатов Европы".
- Мосеев разработал словарь так называемого поморского языка.
И это тоже верно. И не только разработал, но даже и опубликовал. Прекрасная работа, хотя она, как и все незаурядное, вызвала немало критики. Не знаю, с каких пор в болезненном воображении судьи Кокуновой исследования по диалектологии приравнивается к государственной измене, но замечу, что на этом преступном поприще Мосеев далеко не одинок. В России издано тысячи работ по диалектам и говорам русского языка, а также по региональному фольклору. Поморска говóря вызывала интерес профессора И.С. Меркурьева, автора исследования "Живая речь кольских поморов" (издана в 1979). И.И. Дуров собрал словарь из более чем 12 тысяч поморских слов и выражений. Его восьмитомная рукопись "Словаря живого поморского языка в его бытовом и этнографическом применении" в течение семидесяти лет находилась в архивах Института Языка, Литературы и Истории при Карельском Научном Центре РАН. В 2007 г. планировалось издание этого словаря в рамках программы "2007 год — год Русского языка". Поморский говор активно исследуется и в МГУ, которым в период с 1980 по 2010 гг. было издано 13 томов "Архангельского областного словаря" (от А до Ж)". Как видите, кандидатов на уголовное преследование за госизмену набирается немало. Впереди у судей кокуновых много работы на благо ФСБ.
И вот ознакомившись с кокуновской белибердой, судья Верховного Суда Климов посчитал, что это — наша, правильная белиберда, и что работу по обличению Мосеева в государственной измене можно и нужно продолжать. О, российская Фемида, почему ты потеряла рассудок? Да, впрочем, ты вот уже лет 100, как сумасшедшая — подобно бургомистру из "Дракона" Шварца. Нельзя ведь преуспевать в сумасшедшей стране, оставаясь здравомыслящим. В несвободной стране не может быть свободных судей.
И последнее. Один маленький, но большой секрет: вся история с прослушиванием — просто игра. Как казаки-разбойники. Как кошки-мышки. Чекистам вообще разговоры Мосеева не интересны. Неужели сотрудники наших Органов настолько тупы, что думают, будто, узнав от суда об установке прослушивания, шпиен Мосеев будет по-прежнему передавать по телефону донесения в шпиенский центр в Норвегию, будет получать агентурные данные от подчиненных, вербовать новых агентов, и продолжать работу по отделению Архангельской Области от России и присоединению ее к Норвегии?
Неужели они решили, что Мосеев не додумается воспользоваться любым другим телефоном в городе Архангельске для своих саботажных действий?
Неужели чекисты такого низкого мнения об интеллекте государственных изменников и сотрудников норвежских спецслужб? Или, может, судят о других по себе?
Нет. Дело в том, что весь смысл прослушивания — во-первых, в создании психологической атаки на Мосеева: пусть подергается, пусть знает, кто тут хозяин. А во-вторых, оно нужно чекистам как оправдание для дальнейших репрессий против Мосеева. Если прекращать сейчас расследование, то как потом будет оправдать судебный иск за государственную измену? Вот какая участь ждет, судя по всему, активиста поморского движения, гуманиста, исследователя и врача.
Личностями палачей Мосеева (судьями, сотрудниками Следственного Комитета, прокуратуры итд) уже заинтересовались сенаторы и конгрессмены США — на предмет включения в Список Магнитского. Надеюсь, что американские политики проявят больше понимания, чем отечественные.
А между тем в Октябрьском Районном Суде Архангельска проходит параллельный фарс, дело против Мосеева по ст. 282(1) (экстремизм и разжигании ненависти по отношению к русскому народу). Там тоже много произошло интересного, но об этом — в следующий раз.
Мои предыдущие публикации на эту тему:
Леонид Сторч. Помор Иван Мосеев: презумпция виновности и прочий беспредел (Хроники травли-2) (23 января 2013)
Леонид Сторч. Помор Иван Мосеев: Хроники травли-1 (21 января 2013)
Леонид Сторч. Травля помора Мосеева продолжается (13 ноября 2012)
Леонид Сторч. Дело Мосеева: в Россию возвращается 37-й год? (12 ноября 2012)
! Орфография и стилистика автора сохранены