Нынешний российский режим окончательно отказался от попыток создать имидж авторитаризма с человеческим лицом. Маска добродетели сорвана. Волк сбросил баранью шкуру и теперь перегрызает горло в открытую. Узникам Болотной площади продлевают их мучения; арестован Урлашов, единственный российский мэр, выступающий против ЕдРа; не сегодня-завтра Кировский псевдосудья Блинов признает Навального виновным и зачитает приговор, давно подготовленный старшими товарищами в ФСБ и Следственном Комитете; поморскому активисту Мосееву устраивают гражданскую казнь; Гуриева и Каспарова выживают из России; псевдоминистр Ливанов, раздираемый комплексом Герострата, вдохновенно громит Российскую Академию Наук. Список жертв волка можно продолжить. Но остальное стадо этим списком не убедишь: оно будет стоять в стороне, взирать, как пожирают его соплеменников, иногда тихонько поблеивать для приличия и надеяться, что, может, до него клыки не доберутся. На фоне этой стадной пассивности недавние события в Бразилии, Турции и Египте дают обильную пищу для размышлений.
Первый урок Бразилии состоит в том, что ни правительство этой страны, ни противники протестов не поставили под сомнение умственную способность своего народа на принятие независимых решений. В ответ на увеличение платы за общественный транспорт, в ответ на неправомерность многомиллиардных затрат на предстоящий чемпионат мира по футболу по всей стране начались стихийные протестные выступления. И никто из тех, против кого они были направлены, не вопрошал: "А кто за этим стоит?", "А кому это выгодно?". Потому что в отличие от российских властей, власти Бразилии не считают свой народ безмозглым быдлом, способным лишь на то, чтобы жрать и впустую драть глотки.
Вспомним — когда Кремль устрoил расправу с Pussy Riot, со всех сторон раздавались голоса общественности — церковников, политиков, журналистов — с требованием разобраться, кто же на самом деле заказал панк-молебен. Проханов, Шевченко, Мамонтов, Чаплин, Стариков, Дугин и сотни им подобных убеждали общественность, что три российские девушки, учившиеся в российских ВУЗах, не способны были сами додуматься до того, чтобы в храме требовать низложения помазанника на престол кремлевский. В конце концов, как поведал в момент откровения патриарх, православные "не выходят на демонстрации, но молятся". С точки зрения этих "патриотов", русский человек не способен на самостоятельные действия. Его движения всегда направляются кукловодом. В случае с Pussy Riot кукловодом назвали Запад, а конкретнее — Государственный Департамент США, Пентагон, ЦРУ, "серого кардинала" Бжезинского, и даже Ватикан (подробней об этом здесь). Рука Запада была "обнаружена" и в Болотном деле, хотя там кремлевские фальсификаторы решили добавить к сюжету грузинский след.
Бразилия, на которую россияне привыкли смотреть несколько снисходительно, отдавая, впрочем, должное мастерству ее футболистов и шоколадной привлекательности ее дам, показала, что она — в отличие от России — воспринимает своих граждан всерьез. Бразильские власти не сомневаются в том, что ее народ в состоянии мыслить, протестовать и выражать свой протест. А ведь, казалось бы: (1) стотысячные демонстрации и схватки с полицией — все это посерьезней, чем выступления на Болотной, не говоря уже о пляске трех девушек в храме; (2) 14 миллиардов US$ за чемпионат — это в 3,5 раза меньше, чем 50 миллиардов за ненужнейшую Сочинскую олимпиаду; (3) увеличение автобусной платы на 10% — не так много по сравнению с ростом стоимости жизни в России.
Но власти Бразилии вняли протесту вместо того, чтобы пускаться в параноидальные поиски несуществующих иностранных шпиенов, как это сделал Кремль. Не стали их искать и в Турции в ответ на протесты. О Египте и говорить нечего: свержение Мурси повергло Вашингтон в шок, и обвинять ЦРУ в подготовке переворота может разве что Проханов с Жириновским.
Второй, и более важный урок бразильских событий — в том, что они показали: даже в далеко не самой западной стране массы способны обладать развитым гражданским самосознанием. Оно есть, конечно, и у россиян (участницы Pussy Riot и те, кто протестовал против расправы над ними — тому примеры), но у очень немногих. В массе своей российский народ остается существом политически инертным. Нет, он не полностью равнодушен к тому, как мордуют его соседей, как подкидывают липовые бюллетени в избирательные урны, и как разворовывают целые предприятия. Он может даже поворчать по этим поводам — на кухне, под водочку с маринованными опятами, в душе надеясь, что до него не доберутся, что его это не коснется. Но это ворчание — кульминация его гражданской сознательности. И когда-нибудь все это коснется и его и до него доберутся тоже, нарушив его кухонный покой.
Бразильцы поняли, что тратить миллиарды на чемпионат, когда сотни тысяч живут в трущобах, - это неправильно. Поняли — и вышли на демонстрации.
Турки поняли, что уничтожать Парк Такси Гезим и разгонять пикеты протестующих против уничтожения — это неправильно. Поняли — и вышли на демонстрации.
Египтяне поняли, что устраивать гегемонию исламистов в парламенте — это неправильно. Поняли — и вышли на демонстрации.
И не надо воздевать перст к небу, восклицая, что в том же Египте все было подстроено, что сначала простой народ спровоцировали выйти на Площадь Тахрир, а потом хитрые военные использовали Тахрир как предлог для переворота. Да, использовали, но россиян сейчас в таких количествах никакими призывами ни на какую площадь не заманишь.
Уже полтора года вся страна смотрит на то, как фальсифицируются выборы, как Дума превратилась в вольер с дрессированными кобрами, готовыми ужалить любого несогласного; как режим рубит головы оппозиционерам, как чиновники воруют, как власть стала инструментом насилия и угрозы благополучию граждан вместо того, чтобы быть инструментом охраны этого благополучия, — смотрит, раскрывает рот в недоумении и с раскрытым ртом идет дальше по своим делам: деньги зарабатывать, машину в ремонт сдавать, водопроводчика ждать, или огород копать на даче.
Эта опасная пассивность — в крови российского человека. Политика традиционно рассматривалась в России как дело недостойное, грязное, от которого честный человек должен держаться подальше. И поскольку многим хотелось оставаться честными, политика часто отдавалась на откуп жуликам, ворам, прохвостам, льстецам, и прочим нерукопожатным личностям, прошедшим через все степени аморальности. Так было при Иване IV, Петре I, Николаe I, большевиках. Но путинский режим имеет шанс затмить все предыдущие режимы в плане позорности.
В брежневские времена, находясь под впечатлением "вражьих голосов", я как новообращенный малолетний антисоветчик часто вступал в идеологические схватки со взрослыми. Я говорил им о ГУЛАГе и слышал в ответ: "Значит, так надо было". Я говорил им о голодоморе и о расстрелах тех, кто пытался бежать от него в Центральную Россию, и слышал: "Значит, так надо было". Я говорил им об издевательствах над диссидентами в брежневских психушках — и слышал в ответ то же самое.
Да, "так надо было" номенклатурным бандитам. Сегодня Россия тонет в пучине путинского беспредела — как в свое время "утонула" подводная лодка "Курск" в Баренцевом море. И беспредел — это тоже, что "так надо" чиновничьим легионам, ибо для них российский народ — скот, которым можно управлять только кнутом. Но если они не правы, то почему этот самый народ продолжает тереться в сторонке и, робко поблеивая, смотреть на то, что вытворяет власть? Где чувство собственного достоинства? Где гражданское самосознание? И если в стаде нет места ни тому, ни другому, то где хотя бы чувство самосохранения? Ведь сегодня гнобят узников Болотной, Навального и РАН, а завтра будут гнобить тех, кто вчера на это равнодушно смотрел. Смотрел и ничего не сделал, утешаясь надеждой на то, что его не тронут, цинично убеждая, что в других странах — тоже одно жулье, успокаивая себя лживой мыслью, что, наверно, "так надо было". Нет, так не надо!!! И если это поняли в Бразилии, Турции и Египте; если там умеют быть гражданами своего государства, то почему не умеют в России, стране, которая любит позиционировать себя как высокоинтеллектуальную нацию, с обилием выдающихся гроссмейстеров, физиков и математиков?
И ведь чтобы ни говорил российский человек о необходимости поддерживать стабильность в державе, о западных происках, о патриотизме, о том, что с нами благодаря Путину стали считаться, глубоко в душе он знает, что такое на самом деле хорошо, и что такое плохо. Поэтому во всех своих начинаниях именно Россия всегда стремилась что-то взять у Европы, а не наоборот. Заимствовала у нее религию, письменность, государственное устройство, кораблестроение, конституцию, коммунистическую идеологию, поезда, автомобили, все виды спорта, все жанры искусства, интернет. Все время россияне зарились на импортные магнитофоны и джинсы, на шанели и версаччи, мерсы и бумеры, коттеджи в Финляндии, кондо в Майами и квартиры в Лондоне. Но с другой — постоянно фыркали по поводу этих же "пиндосов" и "фиников", закидывали их шапками, поливали дерьмом, и, гневно потрясая кулаками, убеждали себя: наши ракеты — самые быстрые, наш балет самый знаменитый, наш язык самый сложный, наша страна самая большая, наша природа самая красивая, наш народ самый гостеприимный… короче, мы их всех порвем.
И сколько бы ни раздавалось трепыхательств по поводу заговора Америки, козней ЦРУ, провокаций Ватикана и т.д., все равно подавляющая часть россиян при первой возможности отправляет своих детей учиться и жить в эти "плохие", "неправильные" страны, да и сама старается купить там недвижимость и закрепиться. Не верят они в будущее "хорошей" и "правильной" России. Даже сам президент не верит, поэтому его дочери и живут заграницей, как бы ни утверждалось обратное.
Но все хорошее, что привлекает россиян заграницей, возникло не само по себе. За это хорошее люди боролись и продолжают бороться, проявляя гражданскую сознательность и часто жертвуя личным благополучием. Увы, ничего этого россияне делать как раз и не хотят. Как известно, фольклор отражает душу народа, озвучивает его самые сокровенные чаяния. В этом плане идеал представлений русского народа о счастье нашел воплощение в образе Емели.
И вот лежит он, наш Емеля Емелевич, на импортной печке и ждет, что по щучьему велению все сделается само: чиновники сами начнут выполнять свои обязанности и сами перестанут брать взятки, ГИБДД сама перестанет мешать людям водить машины, полиция сама перестанет кошмарить население, ФСБ сама перестанет затыкать гражданам рот, редакторы СМИ сами перестанут заниматься цензурированием, избирательные комиссии сами станут честно проводить выборы, университеты сами поднимутся на международный уровень, госпитали сами начнут предоставлять адекватное лечение, государство само даст возможность спокойно развиваться малому бизнесу, и все вдруг вокруг зацветет, заблагоухает, и всем на Руси будет жить хорошо (а не только депутатам), и не нужно будет уезжать оттягиваться заграницу, все это можно будет сделать и в России.
Но Емеля не прав. Ничего из этого САМО НЕ ПРОИЗОЙДЕТ. Бороться за свое счастье нужно здесь и сейчас. Поэтому пора перестать зевать, пора отбросить ненужную гордость и научиться хотя бы у тех же бразильцев и турок (если уж так неприятны американцы) уважать себя, не допускать несправедливости и биться со злом. Завтра будет поздно. К завтрашнему дню власть всех перебьет поодиночке и придет за зевающим Емелей. И некому будет заступиться за него.
! Орфография и стилистика автора сохранены