Несмотря на колоссальные усилия верхушки власти по архаизации и азиатизации страны, большинство российской молодежи все равно ощущает свою общность с Европой, а не с Таможенным или Евразийским Союзом. Опрос студентов вузов на Северо-Западе России показал, что 43% респондентов хотели бы жить в Объединенной Европе, а в ЕвразЭС — только 17%.

Российский агитпроп все пытается выискать какие-то духовные скрепы и национальную идею, которые могли бы сплотить россиян. Линейка их предложений тянется за горизонт: карать за гомосексуализм и за требование гражданских прав, кормить первобытные элиты Кавказа и их адат, жесткий антиамериканизм и концлагеря для мигрантов, и т.п. Но никакого сплачивания эти предложения не несут: здравомыслящую часть общества они отталкивают от власти, а у самых мракобесных россиян, наоборот, разжигают аппетит — они требуют дальнейших этапов одичания.

На самом деле новая национальная идея России лежит на поверхности — это возвращение в семью европейских народов. Тем более что властная верхушка уже давно инкорпорирована в Объединенную Европу: они хранят там свои капиталы, там живут их семьи, в Европе они принимают все ее ценности (а если бы не принимали, то сидели бы в клетке Международного суда в Гааге). Вот это двойная жизнь российской элиты — и есть главная проблема России.

Если они и вправду хотят жить в общем доме с Киргизией и КНДР ("ЕвразЭС"), то надо быть до конца честными и ЛИЧНО порвать с Европой. А если не хотят — дать право и остальным россиянам быть частью Европы.

Властная верхушка страны (это примерно 100 тысяч семей) каждый раз оправдывает эту двойственность своего положения тем, что "она — единственный европеец" и "россияне не доросли до цивилизации".

Но нет — ДОРОСЛИ. И даже если это не подавляющая часть россиян, то это не повод всем, не входящим в состав "единственного европейца", де-юре продолжать быть азиатом.

Многочисленные опросы свидетельствуют, что если не старшее поколение, то все больше молодежи считают, что Россия — часть Европы.

А вывод из этого может быть только один — не сегодня, но завтра, через 10-15 лет, молодое поколение выкинет этот сгнивший хлам "духовных скреп" и станет строить новую, европейскую Россию. Причем европейскую Россию социал-демократическую.

Один из таких опросов хорошо показывает, как воспринимается молодежью Европа и место в ней России. Опрос был проведен среди студентов Санкт-Петербурга, Петрозаводска и Мурманска (то есть географически самой ближней к Европе территории страны). Его результаты были опубликованы социологом Симоняном в журнале "Горизонты экономики", №3, стр. 3-13.

Для начала социолог зафиксировал очень важное понимание места для будущей России в Европе — это общность с социалистическими странами Северной Европы.

"Точно так же как и в России, на Севере Европы главным элементом политической системы считается государство. Этатизм — общее, можно сказать, родовое качество народов Балтийского региона. Возможно, что к этому побуждают суровые природные условия.

Провинциализм — еще одно общее качество присущее нашим народам. Что объясняется, во-первых, удаленным географическим положением и России, и Северных стран от традиционных центров Европы, и, во-вторых, сравнительно недавним, по сравнению с остальной Европой, формированием слоя горожан — еще совсем недавно абсолютное большинство населения этого региона было сельским.

Характеризуя общественную жизнь Северных стран, исследователи подчеркивают "невероятно сильную печать провинциализма, лежащую буквально на всем". Общность природных условий северных народов обеспечивает высокий уровень взаимопонимания. Можно сослаться на известного голландского социолога Герда Хофшеда, под руководством которого, были проведены масштабные межкультурные исследования по методике психологических тестов. Измеряя параметры организационной культуры по индексу "личные достижения — солидарность" шведы, финны, датчане,  норвежцы и русские образуют один кластер.

Авторы назвали это "североевропейским синдромом солидарности". Есть много данных, полученных в компаративных исследованиях, результаты которых показывают, что российская культурная матрица далека от романо-германской, а ближе к менталитету стран Северной Европы. На основе данных массового тестирования россиян — 2518 респондентов в 23 регионах России — социологи сделали вывод, что по этнонациональным особенностям россияне входят в группу северо-европейцев", — говорится в исследовании.

Итак, цивилизационно Россия близка к странам Северной Европы с их этатизмом, сильной ролью государства и социал-демократией. А какие цифры говорят о нашей близости с Европой? В первую очередь, как показал опрос молодежи Северо-Запада, как наиболее близкая по духу к Росси воспринимается Финляндия.

Большинство их воспринимают Финляндию как страну, у которой есть чему поучиться (72%), как экономически успешную страну (78%), как страну, где практически нет коррупции (89%).

Вступление в Евросоюз, оценивается как маловероятное, но привлекательно для значительной части молодых россиян — 43% предпочли бы жить в "объединенной Европе", в то время как в объединенном союзе России, Украины, Белоруссии и Казахстана реально привлекательно только для 17%.

48% опрошенных считают, что Россия должна стремиться к тому, чтобы войти в Евросоюз, став частью общеевропейского экономического пространства, но 39% считают, что России не обязательно, а может быть и не нужно входить в Евросоюз.

Если в 2002 году слово "Европа" вызывало положительные эмоции у 78% респондентов, то в 2010 — у 87%. Ощущали себя европейцами в 2002 году 54%, а в 2010 году — 68% респондентов.

Большинство респондентов признают, что и Европа разочарована итогами российской трансформации — отсутствием таких базовых европейских ценностей как свободные выборы, независимые суды, права человека и т.д.

Судя по данным опроса, в массовом сознании молодых россиян сосуществуют две модели российской идентичности:

1)Россия представляет собой часть Европы и в будущем она будет с ней наиболее тесно связана (68%).

2)Россия не является вполне европейской страной, а представляет собой особую — евразийскую — цивилизацию и в дальнейшем центр тяжести российской политики будет смещаться на Восток (24%).

О чем говорят нам эти цифры? У Кремля осталось совсем мало времени, чтобы проводить свою политику автаркии и азиатизации — дальше последует слом этой Системы. Единственной его "стратегией" в среднесрочной перспективе будет полная приватизация и монетизация России и вывоз капиталов за рубеж. Надо приготовиться, что до начала 2020-х это и будет основной повесткой дня в стране.

(Иллюстрации — финское население Российской империи)

+++

Еще о европейском выборе России:

Национальная идея: Деньги и Воля

Опрос Левада-центра показал катастрофическое падение рейтинга президента Владимира Путина. Доверие ему начало падать уже осенью 2010-го — сразу после чудовищных лесных пожаров того года. Тогда его рейтинг провалился с 25% в августе 2010-го до 12% в январе 2011 года. Власть смогла мобилизоваться и чудом протащить в парламент и "Единую Россию", и на пост президента Путина. Но больше таких подарков российское общество этим представителям системы делать не намерено.

***

35 предложений от Пряникова: с чем я иду в Координационный Совет

Вэлфер, вступление России в Евросоюз, налоги 85% на сверхбогатых, национализация сырьевых отраслей, профсоюзы, свобода — это лишь небольшая часть моей программы, с которой я иду на выборы в Координационный Совет. А сам КС должен подготовить всеобщие выборы в Верховный Совет.

***

Пока россияне бедны, демократии в стране не будет

Американский политолог Пшеворский установил закономерность: устойчивая демократия наступает при 13-15 тыс. долларах подушевого ВВП. Формально в России достигнут этот уровень. Но большинство субъектов РФ находятся на уровне развития Иордании или Шри-Ланки, а наступление демократии возможно всего в 5-6 регионах.

Павел Пряников

ttolk.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены