"Я не был хорошо знаком с ней, но, пожалуй, первым живым проявлением политической оппозиции для меня была именно она. В 1988 году я приехал из армии в отпуск в Москву, пришел на Пушкинскую на какой-то митинг и увидел там Новодворскую с плакатом, которую, впрочем, тут же задержали", - пишет Сергей Давидис. "С Валерией Ильиничной часто можно было не соглашаться по тактическим политическим вопросам, но, на мой взгляд, она и не была политиком. Ее сила была не в сиюминутных деталях, а в ясном и точном видении конечных целей, различении правды и лжи, в абсолютной цельности и искренности. Она как раз была тем моральным авторитетом, на нехватку, а то и отсутствие которых принято жаловаться".
"Очень, очень жаль. И... как-то не оставляет мысль, что эта смерть символизирует многое: ту пучину, куда падает Россия, ведомая теми чекистами, которых ВИ так ненавидела", - пишет Дмитрий Пожарский.
Уважение к Валерии Ильиничне испытывали и многие из тех, кто считал себя ее политическими оппонентами.
"Как хорошо известно, уважение и симпатия - две совершенно разные категории. Можно уважать человека, и при этом совершенно ему не симпатизировать. Я не симпатизировал взглядам и идеям Новодворской, и вообще не симпатизировал ей как личности. Но я при этом всегда уважал и уважаю ее за идейность, принципиальность, несгибаемость и непродажность. То, что она говорила в последние 20 лет жизни часто вызывало отторжение, и даже отвращение. Но она никогда не врала, никогда ни перед кем не выслуживалась, не пресмыкалась, и никому не продавалась, в отличии от многих своих коллег по политическому лагерю. За это ее невозможно не уважать. Спи спокойно, Валерия Ильинична. Да упокоит Господь твою мятежную душу", - пишет блогер Роман Вольнодум.
Валерий Федотов:
"Лично для меня демократическое движение конца 80-х всегда ассоциировалось в первую очередь не с Горбачевым и Ельциным, а с Демократическим Союзом Валерии Ильиничны Новодворской.
Конечно, я далеко не всегда был согласен с тем, что она говорит и пишет. Тем более, что она, как и многие талантливые публицисты, очень часто прибегала к гиперболам и преувеличениям, из-за чего постоянно вызывала на себя шквал критики со всех сторон.
Тем не менее я не могу не признать: это был удивительно цельный и последовательный человек. Пожалуй, САМЫЙ последовательный во всей российской политике. Именно из-за этого она никогда не получала за свою деятельность ни чинов, ни наград, ни общественного признания, так и прожив всю жизнь в скромной "двушке" в "хрущевке". И только сейчас, после ее ухода, мы, кажется, начинаем понимать, какого масштаба личность мы потеряли.
Светлая память Вам, Валерия Ильинична! Покойтесь с миром. И простите за то, что мы были так несправедливы к Вам при жизни. Увы, такова судьба всех пророков в своем отечестве".
Священник Яков Кротов говорит о судьбе Валерии Ильиничны:
"Два обстоятельства сильнейшим образом мешали оценить Валерию Ильиничну.
Во-первых, голос. Связки были сломаны зондом во время принудительных кормежек, и надо было время, чтобы научиться слышать содержание. Я всегда был рад залучить ее в программу "С христианской точки зрения". Валерия Ильинична была - с точки зрения радиоведущего - поразительно смиренна. Она не пыталась подавить собеседников, она могла молчать хоть всю программу, пока я не просил ее что-то сказать...
Во-вторых, героическая биография. Героизм - это очень важно, особенно в Раше, где героизм понимают исключительно как передовое людоедство, но героизм Новодворской мешал заметить, что она человек европейски образованный и талантливейший публицист. И ее политические статьи, и ее литературные очерки на голову выше средней российский публицистики и по содержанию, и по энергетике. Она освоила царский путь между занудностью и истеричностью, умела быть точной без скуки и разящей без жестокости. К счастью, этот талант был реализован, тексты печатались".
"Скорблю по Валерии Ильиничне... К сожалению, людей такого масштаба в России маловато... Как обычно, осознание приходит "когда-то потом"... Вечная память", - пишет блогер secyrg.
"Эпоха уходит", - говорит блогер kitty-sanders.
Есть и злобные отзывы. Итог им подводит Виктор Корб:
"Читаю злорадные вопли российских патриофилов на смерть Новодворской и перед глазами встают палестинцы, радующиеся взрывам в Нью-Йорке 9/11".
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter