При всем несходстве облика А.Д.Сахарова и личности Валерии Новодворской, историк будущего несомненно выберет их, как наиболее выразительные символы противостояния —- в первом случае брежневско-андроповскому застою, а втором —— нынешнему лживому постсоветскому путинизму. Сходство этих двух вполне сравнимых, но очень не похожих фигур в том, что в их звонких и одиноких голосах никогда не было фальши. Это свойство практически редко встречается в жизни и уж, тем более, в политике. И если оно дается человеку, то от рождения и на всю жизнь.
Современная Россия, по оценкам В.Н., — все глубже увязает в тупиковой трясине. Причина этого, по ее мнению, в том, что власть, вместо того, чтобы идти по уже проверенному западному демократическому пути развития, пытается снова выдумать свой чекистско-советский путь с имперским оттенком и корпоративными нравами в бизнесе. Полемические статьи В.Н, изложенные с завидным литературным блеском, с использованием богатого исторического материала достойны изучения в университетах. Ее пафос, иронию, жесткость трудно понять человеку, который узнал о существовании самиздата и диссидентов из фельетонов в газете "Правда", и который, конечно, что-то слышал о сталинских репрессиях, но твердо знал, что партия решительно их осудила. В.Н. не понять человеку, уверенному, что победа страны в войне освобождает ее вождя от ответственности за тотальное уничтожения ее генофонда. Ведь он твердо знает, что враги России пытаются ее расчленить, унизить и поставить на колени. В этом состоянии и сейчас находится большая часть населения страны, а нынешняя власть, как и советская, видит свою задачу в том, чтобы никакое знание не разрушило эту неандертальскую философию, на которой власть и держится.
Потому Новодворская с ее убийственным сарказмом и последовательным и абсолютным антисоветизмом была непримиримым врагом нынешней власти. Поэтому соболезнования первых лиц по поводу ее кончины столь же естественны как, если бы Пиночет послал соболезнование вдове Альенде. Ведь власть не хочет серьезно слушать и разговаривать с оппонентами типа В.Н. Она предпочитает прислушиваться к витийствующим "безобразийским и подзаборским" идеологам, тянущих страну к краху. Доморощенные дурдумцы, сервильные министры-капиталисты, отпетые телеведущие и лживые комментаторы – вот идеологический арсенал нынешней власти. Как такое могло случиться в стране, уже переживавшей десятилетия зомбирования? — спрашивает В.Н. Она одной из первых подписала в 2010 году обращение "Путин должен уйти", и обосновала это в своей статье "Письмо незнакомцу". Но это обращение, собравшее более 100.000 подписей, забыто. Самые последние события только усилили беспокойство разумных людей относительно российской политики, в особенности, —- относительно внешней политики. Отрывать Россию от цивилизованного мира —- значит взять на себя гигантскую ответственность, а точнее безответственность, избавиться от которой нельзя будет долгие годы. Глубокий пессимизм чувствовался в последних статьях В.Н. Ее совершенно неожиданная смерть —- удар по немногочисленной мыслящей части общества.
Я лишь один раз видел В.Н. в Петербурге на одной конференции. Она стояла, как изваяние, на набережной Фонтанки, а около нее крутились ростом ей по плечо несколько ребят из "Демократического союза", созданного ею.
! Орфография и стилистика автора сохранены