Конечно, можно выступать на Валдайском, Сочинском, Крымских форумах и говорить о проблемах мира и страны. Но, для того чтобы этот мир и эту страну понять – нужно выйти из под стеклянного колпака, под которым так сладко и приятно жить. Необходимо понять, что стремление жить в кооперативе Озеро или на Рублёвке не заменяет возможности жить в мире и в стране.
Недаром бессмертны герои "Человека в футляре" и других произведений доктора Чехова, которые не сходят с российской сцены. Они живут среди нас и часто правят нами. Можно перескакивать из постели в постель, можно шагать по трупам и с гордостью демонстрировать обществу свои полученные от власти подачки, поглубже запрятывая во внутренний карман конверты с конвертируемым содержанием, можно гордиться наградами, врученными за "выдающиеся заслуги на поприще", и многое другое – можно, но не надо забывать о шагреневой коже. Часто путь по лестнице ведущей наверх ведёт совсем в другую сторону.
Трудно говорить и тем более понимать, что происходит в России, но дело тут не в знаменитых строках поэта "Умом Россию не понять" – умом можно. Нельзя без ума, нельзя одними низменными инстинктами наживы и стремления к власти. Россия – нормальная страна, и, даже, нормальней, возможно, других, но со страшной историей, которую к тому же всё время каждый властитель перелицовывает под себя с помощью своих клевретов. И в этом главная беда и России и мира, которому она часто вместо Пушкина, Чайковского, Чехова и Достоевского предлагает эрзац продукт в виде факира на час, который зачастую в России длится слишком долго. Обвинять в российских бедах "пятые колонны" и различные "народы-вредители", а также иноверцев всех мастей – способ не новый, испытанный и расстрелами, и потопленными баржами, и ГУЛАГОМ. Толку от этого чуть, воз – Россия и ныне там, где был. Сдвинуть его может только изменение ментальности, а не фамилия сидящего в Кремле. Но этот путь требует значительно больше сил и желания, чем революция, более того тому, кто осмелится идти этим путем, он грозит многими неприятностями, а с этим далеко не каждый может и готов справиться. Потому и идут в услужение власти понукаемые ею и уничтожаемые дворяне в 1918 году, потому умирают за власть те, кто мог бы и должен бы эту власть менять. История повторяется и как театр абсурда, и как грустный анекдот, но чаще как кровавый эксперимент. Полбеды, если только для страны, куда хуже, для мира, одумаемся ли мы когда-нибудь? Вопрос висит в воздухе и уже которое десятилетие ждёт ответа. С замиранием сердца ждёт ответа и мир. Не поняв эти простые истины, придётся сталкиваться с российским “авось” или со снегоуборочной машиной. Учитывая, что зима на российских просторах длится дольше века – т.е. много месяцев, шансы столкнуться со снегоуборщиком значительно выше. Выше эти шансы и потому, что многие так называемые оппозиционеры только спят и видят себя в Кремле, где можно будет отвоёвывать свой "Крым”, или созывать валдайский, или ещё какой-нибудь форум "преданных без лести". Остальным, не приглашённым, только и остаётся с замиранием сердца и с молитвой на устах надеяться на изменения этой ментальности рабов. Помолимся и мы на разных языках и различным Богам (имена Бога различны – Бог один, или един, кому как приятней). Возможно, когда-нибудь не для лозунга, а для жизни кто-то вспомнит известный лозунг "мы не рабы, рабы не мы!", а пока будем слушать, читать, анализировать, надеяться и ждать.