17 августа я участвовал на "Радио Свобода" в дискуссии, посвященной нападению группы православных религиозных экстремистов на выставку "Скульптуры, которых мы не видим" в Центральном выставочном зале Москвы "Манеж". По информации сотрудника Манежа Андрея Паршикова в результате нападения, которое произошло 14 августа, были повреждены 4 работы (линогравюры) скульптора Вадима Сидура, "две — в хлам", их остатки забрала следственная группа и они находятся сейчас в полиции. Поврежденные и уничтоженные работы Сидура, как сообщила в фейсбуке художественный критик Анна Толстова — "не собственность Манежа, а часть музейного фонда РФ, т.е. принадлежат как бы всем государственным музеям России (и всем гражданам России) сразу. Значит это дело касается всего музейного и, шире, профессионального сообщества".
Участниками передачи "Осторожно, черносотенцы!" были: ведущий Михаил Соколов и гости — Виктор Аксючиц, Александр Верховский, Николай Митрохин (по скайпу), я и депутат ЛДПР (по скайпу), чьего имени раньше не слышал и потому не запомнил.
Готовясь к выступлению, я обратился по фейсбуку ко всем заинтересованным лицам с вопросом — какие аспекты произошедшего и какие неотложные действия в связи нападением на выставку в Манеже представляются вам ГЛАВНЫМИ? Еще раньше примерно с тем же вопросом обратился по фейсбуку к арт-сообществу куратор Андрей Паршиков. Ответов поступило довольно много — более 160 Андрею Паршикову и более 60 мне.
Вот вкратце главные идеи и предложения, адресованные арт-сообществу (некоторые из этих предложений высказаны одним, а некоторые многими авторами), которые я успел назвать, участвуя в передаче:
1) Руководителям художественных институций и "сообществу художников" нужно публично требовать от прокуратуры, до тех пор пока это требование не будет выполнено, внести "Божью волю" (организация Цорионова) в список запрещенных в России экстремистских организаций;
2) публично требовать от прокуратуры, до тех пор пока она это не сделает, довести расследование нападения на Манеж до суда;
3) нужно публично требовать от РПЦ заявления и ответа: "Цорионов ваш или не ваш и поддерживает ли РПЦ "Божью волю" каким бы то ни было образом или не поддерживает?";
4) еще всему арт-сообществу нужно публично требовать от Госдумы (вместе со всеми, кто это требование поддержит) отменить Закон об оскорблении чувств верующих (ФЗ от 29 июня 2013), который является главным орудием в руках погромщиков и одновременно гарантией их неприкосновенности;
5) для того чтобы это все делать, высказано предложение к художникам и искусствоведам объединиться и создать Ассоциацию защиты художников (художники, искусствоведы, адвокаты), ибо поодиночке всех перебьют.
К сожалению, у меня не хватило времени сообщить на "Радио Свобода" еще два существенных предложения из тех, что были высказаны в ходе дискуссии в фейсбуке:
6) Если юстиция России оставит акт вандализма без сурового наказания, это должно стать поводом для широкого внутрироссийского и международного бойкота художниками выставочных проектов в российских музеях и выставочных центрах.
7) От имени группы художников, критиков, кураторов (если такая возникнет) стоит предложить нашим главным московским художественным институциям — ГЦСИ, ММСИ, Дому фотографии Свибловой, Третьяковке, Музею искусств имени Пушкина провести "под их совместным омофором" и на площадке какой-либо из них интересную выставку хороших работ, уже вызывавших или способных вызвать резкую критику "Народного собора", "Божьей воли", г-д Чаплина и Шевкунова — одним словом ЗАЩИТИТЬ ДЕЛОМ право светских российских государственных музеев на показ на выставках хороших работ художников независимо от того, как к ним относятся представители РПЦ и независимо от того, считают представители РПЦ экспонируемые на выставках работы кощунственными в религиозном смысле слова или нет (поскольку это предложение самое "невыполнимое" и для многих спорное, скажу, что его автором являюсь я сам).
Да, все это бег по кругу. Но участники проведенной дискуссии на "Радио Свобода" и в фейсбуке, чьи предложения я передаю, разделяя их, конечно, сам, — не политические лидеры, и о том, что до выдвижения и осуществления этих предложений надо бы сначала провести Учредительное собрание, — мы на "Радио Свобода" не говорили.