О сбитом Турцией российском самолете, новых войнах Владимира Путина, угрозе Третьей мировой и том, может ли Запад "забыть" об Украине, "Апострофу" рассказал известный российско-американский историк ЮРИЙ ФЕЛЬШТИНСКИЙ.
– На состоявшемся в Турции саммите "Большой двадцатки", предшествовавшем инциденту со сбитым российским самолетом, мы наблюдали картину, которая сильно отличалась от событий прошлого саммита G20: если в Брисбене президент РФ Владимир Путин был вынужден есть в одиночестве и, в связи с изоляцией, практически бежал с форума, то в Анталье он фактически стал одной из центральных фигур. Можно ли говорить, что сейчас международное сообщество может возобновить диалог с Москвой в полной мере?
– Давайте чуть-чуть отступим во времени и подведем какие-то итоги. В марте 2014 года российские войска оккупировали Крым; в апреле-мае предприняли попытку захвата то ли всей Украины, то ли Восточной Украины, объявленной "Новороссией". Громко и неоднократно на официальном и неофициальном уровнях Россией было заявлено о планах создания сухопутного коридора в Приднестровье; началась кровавая война в Донецком и Луганском регионах. Рогозин открыто угрожал Молдове; Жириновский – Прибалтике и Польше.
Полтора года спустя Россия удерживает за собой Крым и территории, объявленные Луганской и Донецкой "народными республиками". Украина потеряла, по крайней мере на время, территории, но сохранила независимость, как в свое время Финляндия. Цена, которую Россия заплатила за полученные территории, – баснословна: репутации РФ был нанесен непоправимый ущерб. Понятно, что люди, управляющие сегодня Россией, не считают репутацию ценностью, поэтому не понимают, насколько велик нанесенный России ущерб. Но объективно ущерб от этого меньшим не становится.
На фоне этой незавершенной войны в Украине Россия начала военные действия в Сирии. Если вторжение в Украину имело своей конечной целью восстановление Советского Союза или Российской империи (хотя Путин это недавно публично отрицал), то вовлеченность в сирийский конфликт – это попытка РФ заставить остальной мир считаться с ней как с равным партнером на переговорах по внешнеполитическим вопросам, прежде всего – сирийскому и иранскому.
Стратегически за всем этим стоит острое желание российского руководства (ФСБ и Путина) противостоять Соединенным Штатам Америки. Как в свое время советское правительство, нынешнее российское руководство без этого противостояния себя не видит и не мыслит. При этом нужно понимать, что для реального противостояния – военного, экономического и политического – у России нет сил. Не может Россия конкурировать с США ни в какой из этих плоскостей, не говоря уже о противостоянии со США и Европой. Поэтому с точки зрения цивилизованного мира выходки Путина кажутся мелким хулиганством бессильной шпаны. Каждый раз все надеются, что хулиган образумится, потому что то, что он делает, ему невыгодно. Но хулиган этого не понимает и все больше и больше наглеет.
– Что в этой связи будет с Украиной? Может ли Запад "выменять" Киев на борьбу с ИГИЛ (пойти на уступки Москве в вопросе урегулирования ситуации на Донбассе ради совместных операций в Сирии)?
– Конечно, тот факт, что российские бомбардировщики бомбят сегодня Сирию, а не Украину, в США и Европе был воспринят с облегчением. Да и для Путина это оказалось выходом из тупикового положения, в которое он загнал себя в Европе. Но про Украину никто не забыл – ни Россия, ни Запад, ни, тем более, сама Украина. Все будут ждать изменения внешнеполитической ситуации для возобновления разговора или военных действий. Совместные российско-натовские или российско-американские операции в Сирии абсолютно исключены. В лучшем случае, можно будет говорить о попытках согласования российскими и натовскими военными в Сирии операций в сирийском воздушном пространстве – просто, чтобы не посбивать друг друга. Понятно, что с расширением военных операций в небе Сирии столкновения российских и натовских ВВС неизбежны, и мы видим на примере инцидента с российским Су-24, сбитым турецкими ВВС, насколько стремительно конфликт между Россией и сирийскими повстанцами может перерасти в конфликт России и НАТО. Представьте себе, что завтра российские ВВС собьют французский, английский или американский военный самолет.
Расширяя конфликт, Путин, безусловно, увеличивает шансы на начало Третьей мировой войны. В марте 2014 года мы обсуждали вторжение России в Украину. Сегодня в дополнение к этому мы говорим еще и о столкновениях российских ВВС и ВВС НАТО в небе Сирии. Российский вертолет Ми-8 тоже был подбит в небе Сирии, но уже с земли, и уничтожен после вынужденной посадки повстанцами. Поэтому нам не нужно гадать, будет расширяться конфликт или нет: он уже расширяется на наших глазах. Военные операции России в Европе теперь дополнены началом военных действий России в Сирии и поставками современных вооружений в Сирию и Иран. О затухании конфликтов говорить, конечно же, рано. В случае начала сухопутных операций в Сирии неизбежны новые потери российской армии. Так что вовлечение Москвы в сирийский конфликт может только ухудшить российско-американские и российско-европейские отношения, а не улучшить их. А вопрос о российской оккупации части территории Украины будет подниматься всякий раз, когда будет обсуждаться общая агрессивность РФ.
– Не кажется ли вам странным совпадением, что теракты в Париже случились накануне саммита G20? Можно ли говорить о каком-то российском следе в этих происшествиях?
– Теракты сейчас так часто происходят, что всегда чему-то предшествуют. Кроме саммита G20, есть еще выборы во Франции, где свои позиции усиливает неофашистская партия Ле Пен. Ультраправые партии в Европе в целом являются пятой колонной Путина. Не случайно Берлускони часто летает в Россию. Он не только ради молоденьких девушек, которых ему поставляет Путин, туда летает. Он летает еще и потому, что авторитарный Путин, приручивший демократию в России и использующий исходно демократические постсоветские институты для решения своих антидемократических задач, стал своего рода примером для многих ультраправых европейских политиков, мечтающих в своих странах создать систему, позволяющую вечно оставаться у власти. Так что определенным влиянием Путин в Европе пользуется. Для одних он – успешный "правый" авторитарный правитель. Для других – руководитель большой страны, с которой лучше не ссориться, а мирно торговать. Проблема только в том, что Путин не хочет мирно торговать и делает все для того, чтобы ссориться.
"Повезло" ли Путину с парижскими терактами? Безусловно. По крайней мере, в первые часы и дни после терактов было очевидно, что российская пропаганда с выгодой для себя эти события использовала. Но в этом смысле Путину и с египетским терактом "повезло". Следует ли из этого, что за терактами в Париже стоит ФСБ? Прямых указаний, как я понимаю, на это пока нет. Теоретическая ниточка о том, что КГБ/ФСБ причастно к созданию ИГИЛ, до организаторов и исполнителей терактов автоматически не дотягивается. Нужны конкретные факты, указывающие на причастность к терактам ФСБ. Таких фактов на данный момент предъявлено не было.
К тому же, ситуация очень быстро меняется, и после того, как был сбит российский самолет в Сирии, все "выгоды" от теракта в Париже для России растаяли. Сейчас мы в основном обсуждаем последствия инцидента для развития будущих российско-турецких отношений и отношений России и НАТО. Можно с уверенностью сказать, что на фоне сбитых самолета и вертолета улучшиться эти и без того плохие отношения не могут. Могут только ухудшиться.
– Может ли РФ сотрудничать с коалицией в Сирии, возглавляемой США? Допускаете ли вы возможность наземной операции?
Ответы на эти вопросы мы знаем. Наземные операции неизбежны. Сотрудничество России с антиисламистской коалицией – невозможно. Наземные операции начнутся, как только в Белый дом в Вашингтоне придет новый президент – в январе 2017 года. Это если иметь в виду силы США и НАТО. Наверное, Россия постарается опередить НАТО. С военной точки зрения это, конечно же, будет правильно. Поэтому российские войска появятся в Сирии в 2016 году, который не за горами. Сегодня в Сирии Россия опирается на президента Асада. Тем не менее, не следует забывать, что вторжению советских войск в Афганистан предшествовал государственный переворот, организованный в Кабуле советскими спецслужбами. Причем свергнуто было революционное афганское правительство, абсолютно промосковское, поддерживаемое ранее теми же самыми людьми, которые затем решили его свергнуть и заменить на другое, тоже революционное, тоже просоветское. Так что на месте Асада я не стал бы доверять России как союзнику и партнеру. Россия первой предаст Асада, если это будет казаться выгодным.
Но Россия будет менять Асада на очередного диктатора, а не на тех, кого сегодня поддерживает НАТО. И большой вопрос, можно ли в нынешних сумбурных сирийских условиях такого диктатора найти и поставить. Конечно, если удержать Асада у власти будет невозможно, Россия может отказаться от его дальнейшей поддержки и начать в отместку Турции и НАТО создавать курдское государство из населенных курдами районов Сирии, Ирака и Турции. Это большой, сложный и рискованный для России проект, который в конце пути может привести либо к открытому военному столкновению с НАТО, либо к дальнейшей дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке, прежде всего – в Турции. Входит ли в планы России дальнейшая дестабилизация ситуации на Ближнем Востоке? Безусловно, так как в России ошибочно считают, что это приведет к росту цен на нефть. Входит ли в планы Путина открытое военное противостояние с НАТО, мы узнаем очень скоро, поскольку свои главные внешнеполитические задачи Путин будет решать до прихода в Белый дом нового американского президента.
– Как, в целом, сбитый Су-24 повлияет на сирийскую авантюру Путина, на российско-турецкие отношения и новые возможные конфликты в принципе (между этими странами, между Россией и НАТО)?
– Полеты российских самолетов вдоль турецко-сирийской границы были откровенной провокацией РФ в отношении Турции. Рано или поздно, намеренно или нет, российские самолеты должны были залететь на турецкую территорию и подвергнуться обстрелу. Я абсолютно убежден, что кровожадный Путин дал указание российским пилотам прощупать границу с Турцией и намеренно нарушить воздушное пространство Турции, провоцируя турок на ответ. Сейчас уже известно, что это не первое нарушение российскими самолетами воздушного пространства Турции и не первое предупреждение со стороны турок. Не говоря уже о том, что российские бомбардировщики бомбили позиции протурецких повстанцев, чем турки тоже были "недовольны", мягко выражаясь.
Ранее, как мы помним, российские самолеты прощупывали границы США у Аляски и Калифорнии, воздушные границы стран НАТО в Европе, в частности – у границ Прибалтики. Прощупывались морские границы скандинавских стран. Путин с марта 2014 года занимался в отношении НАТО провокациями. При этом он привык к безнаказанности, к тому, что российские самолеты свободно летают, подлодки плавают, и Запад предпочитает на эти нарушения закрывать глаза: не сбивать же российские самолеты! Войны же нет, в конце концов! Турки продемонстрировали, что любой наглости и безнаказанности России есть предел.
– По вашему мнению, как дальше могут развиваться события?
– К улучшению отношений с Турцией и НАТО инцидент этот привести не может. Я думаю, что Путин даст указание российским ВВС в Сирии продолжать полеты в ранее утвержденном режиме, т.е. продолжать залетать на турецкую территорию. Будут ли американцы давить на турок, чтобы те перестали сбивать российские самолеты – не знаю. Наверное, будут, так как Обама в расширении конфликта не заинтересован. Но ведь рано или поздно кто-то кого-то снова собьет. Это статистически неизбежно.