Если сравнить между собой ряд авторитарных и тоталитарных стран, то возникает впечатление, что культ личности складывался в них постепенно, примерно в следующей последовательности:
1. Присвоение пышных, хвалебных, панегирических титулов лидеру.
(Например, бывший президент Туркменистана Сапармурад Ниязов присвоил себе титул "Туркменбаши", а у его преемника Гурбангулы Бердымухамедова есть титулы "лидер нации" и "Аркадаг", что означает "покровитель")
2. Публичное прижизненное исполнение хвалебных песен, стихов и т.п. о лидере.
(Например, о президенте Путине регулярно исполняются песни и пишутся стихи).
3. Издание сборника изречений (цитатника) лидера.
(В 1966 году был издан цитатник Мао Цзе-дуна, известный на Западе как "красная книжечка". В 2015 году вышел в свет цитатник Путина).
4. Воздвижение памятника лидеру при его жизни.
(В Ашхабаде открыли статую действующего президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. Позолоченный памятник изображает главу туркменского государства в традиционной одежде на коне с высоко поднятой правой рукой. Высота монумента - 21 метр. В нескольких городах России, включая Санкт-Петербург, воздвигнуты памятники Путину).
5. Переименование крупных населённых пунктов в честь лидера.
(В 1982 году город Набережные Челны был переименован в Брежнев. Городу возвратили старое название в 1988 году.)
6. Появление изображения лидера на обычных (не памятных или юбилейных) денежных купюрах или монетах.
(В 1978 году появилась первая купюра с изображением северокорейского диктатора Ким Ир Сена.)
7. Реформа календаря, в результате которой время начинает исчисляться со дня рождения лидера.
(В 1997 году был издан "календарь чухче" , в котором отсчёт времени вёлся от дня рождения Ким Ир Сена - 15 апреля 1912 года).
8. Распространение слухов и "свидетельств" о божественных способностях лидера.
(При президенте Ниязове в Туркмении, среди населения поощрялось распространение доверительных рассказов о божественных способностях Ниязова одним только взглядом на лету убивать муху, вызывать или останавливать дождь и т. п.)
Эти этапы не обязательно следуют строго хронологически один за другим, но в целом, их последовательность примерно соответствует этому списку. Культ личности, как правило, начинается со сравнительно безобидных проявлений уважения и почтения к лидеру, но со временем приобретает все более и более подобострастные, низкопоклоннические, сервильные черты и, в конце концов, кончается полным маразмом.
! Орфография и стилистика автора сохранены