В период, предшествующий избирательной кампании, власть обычно старается избирателей не обижать сверх меры. Даже советская власть обычно в течение пары-тройки месяцев перед выборами становилась приторно-заботливой к гражданам, подобно ловеласу, который пытается уговорить очередную жертву: кому-то под выборы протечки ликвидировали, кому-то асфальт перед домом клали, а некоторым, особо настырным, удавалось под это дело выбить себе пенсионную льготу или даже подключить газ. Сегодня начальство ведет себя с народом, как торопливый мачо, у которого нет времени на предварительные ласки, поэтому для него главное, чтобы дама была хорошо зафиксирована.

Сначала зачем-то разозлили десятки тысяч дальнобойщиков из-за копеечного в масштабах страны профита. Что, Путин не мог своему подельнику просто дать какой-нибудь подряд, из которого 90% предназначено для простой покражи? Ну да, потом Навальный подробно и с удовольствием напишет, сколько и как украли. И что? Тут Навальный и пусть миллион фейсбучников и жежешников на диванах, а там десятки тысяч дальнобойщиков с монтировками и не только. Плюс поддержка. Риски не сопоставимы.

Потом валютные ипотечники, которых просто кинули в самой жесткой форме. Теперь вот киоски в Москве, часть из которых - это совсем не киоски, а трехэтажные торговые центры. Десятки тысяч людей остались без работы, а для миллионов москвичей существенно снизился уровень комфорта повседневной жизни: вместо киоска в шаговой доступности надо идти до ближайшего супермаркета, стоять в очереди и пусть немного, но переплачивать.

Понятно, что Чуров нарисует, но он, хоть и волшебник, может нарисовать максимум 10-12 процентов. При том, что ситуация в экономике идет вразнос и падение уровня жизни к сентябрю может стать уже критичным почти для всех, а для значительной части популяции просто катастрофической, результат сентябрьских выборов с учетом полного идиотизма власти может оказаться не таким, как ожидают в Кремле. Достаточно, чтобы в Госдуме оказались 20 депутатов реально оппозиционной направленности, чтобы возник постоянно действующий источник напряжения в обществе, который может привести к консолидации протеста и к расколу элит.

Если ситуация в стране из-за полного тупика и неизбежного провала в Сирии и Украине, нарастающего хаоса в экономике будет и дальше обостряться по мере приближения к президентским выборам, то даже самым тупым в Кремле станет ясно, что
нужен капитальный ремонт режима. На перенастройку в сторону права, нормального рынка и демократии в Кремле не пойдет никто, поскольку этот вариант для лиц, принимающих решения, означает очень длительные тюремные сроки. И это в лучшем случае. Там люди немолодые и хорошо помнят падеж из окон чиновников со Старой площади, когда стало ясно, что режим меняется в сторону демократии и надо встраиваться в новую систему, а скелеты вместе со шкафами превращать в симпатичные урны.

Раз в сторону демократии Кремлю двигаться нельзя, остается диктатура. Не лайт, как сейчас, когда можно и в пикете постоять, и по бульварам с шариками погулять, а настоящая, при которой тех же дальнобойщиков разогнали бы танками, а пару сотен непонятливых просто посадили. То есть диктатура, которая совсем не боится крови. С точки зрения личностных качеств, Путин вполне может возглавить такую диктатуру. Моральных ограничений у него нет, он это доказал множество раз. Есть некоторые сомнения, что он захочет на исходе седьмого десятка лично лить реки крови.

Для того, чтобы остаться в глазах мировых лидеров возможным собеседником, пусть и живущим в параллельной реальности, ему нужен значительный люфт между собой и той репрессивной машиной, в которую должно превратиться государство российское, чтобы ее нынешняя верхушка не отправилась доживать свой век в Гааге.

Для этого Путин должен стать Дэн Сяопином наоборот. То есть фактическим лидером нации, только не прогрессистским, каким был аутентичный, китайский Дэн, а наоборот, реакционным. Таким вот гуру-кромешником. Для реализации этого варианта нужно, чтобы фигура, которая возглавила бы новое репрессивное российское государство, обладала несколькими редкими качествами.

Во-первых, это должен быть лидер, который справится со страной, которая к тому времени будет расползаться и разбегаться в разные стороны. Поскольку, если из-за спины тирана-наместника будет все время выходить Путин-Дэн и лично отрывать головы, то люфт исчезает и вся конструкция рушится. Во-вторых, этому человеку Путин должен доверять. Поскольку вариант, при котором тиран-наместник захочет стать просто тираном, напрашивается сразу.

Есть какие-то признаки проходящего кастинга на роль тирана-наместника. Пока заявлений два. Оба кандидата называют себя "пехотинцами Путина". Один из них уже давно выпрыгивает из штанов и рвется на роль Малюты Скуратова всей России и ее ближних и дальних окрестностей. Наличие собственной гвардии, любовь к большой крови, полная чужеродность в большинстве элитных групп России и демонстрационная восточная преданность лично Путину, а не занимаемой им должности, делает Рамзана Кадырова пусть и экзотичным, но не вовсе невозможным кандидатом на эту роль.

Поскольку Кадырова терпеть не могут в федеральных силовых структурах и явно опасаются в большинстве властных кабинетах и главных олигархических офисах, то при возможной реализации такого варианта будут подсовывать Путину другую, более пристойную фигуру нового Аракчеева. И вот только что в "Ъ" придворный шут Путина, Андрей Колесников, представил публике такую фигуру. Когда я презентую Андрея Колесникова в качестве придворного шута, я не принижаю, а наоборот, подчеркиваю невероятно высокий статус данного сотрудника "Коммерсанта" в кремлевской иерархии. Шут короля, он ведь и в генералов может из трубочки плеваться.

А тут путинский шут Андрей Колесников представил вновь назначенного и.о. тульского губернатора Алексея Дюмина просто как наследного принца. Его тон по отношению к Дюмину был намного более восторженный и почтительный, чем обычный тон Колесникова при жизнеописании Владимира Путина. Не то, что ни одного худого слова, ни грамма иронии, столь обычной в публикациях Колесникова.

Колесников явно демонстрирует публике, что знает о большом будущем Дюмина. Вот как он живописует дюминскую карьерную траекторию: "охранник Путина – заместитель министра обороны – губернатор Тульской области. И это, видимо, не предел (!)".

В конце беседы Колесников задает многозначительный вопрос: "А ты уверен, что задержишься на этой должности пять лет? Ты же знаешь, какие разговоры пошли".

Из этого интервью невозможно узнать что-либо о бывшем путинском охраннике, который, побывав зам.министра обороны стал тульским губернатором, а теперь, как говорят, пойдет выше. Поскольку данное интервью взято не для того, чтобы что-то узнали о данном строго охраняемом объекте, о его внутреннем мире. "Это внутренний мир – у кого надо внутренний мир, - строго говорит Колесников читателям. Придет время, вам все объяснят соответствующие органы". Одним словом, он вас поцелует. Потом. Если захотите.

Единственная щелочка, сквозь которую этот внутренний мир Дюмина просочился, это слово "духовитый". Любит новый тульский начальник это слово. Почти так же, как Эллочка Людоедка любила слова "мрачный" и "парниша". "Духовитыми" у губернатора Дюмина оказались такие разные элементы мироздания, как главком внутренних войск МВД России Виктор Золотов ("очень сильный духовитый командир") и туляки как социальная общность ("это такой, достаточно духовитый народ").

За тысячу лет этот удивительный кусок суши повидал многое. Восточные тираны ею не раз владели, так что Кадыров не был бы первым. Но вот охранник во главе восьмой части планеты, такого еще не было. Правда, есть надежда, что этот сон российского разума, рождающий подобных чудовищ, сменится менее мрачными галлюцинациями. Про то, что этот разум проснется, я вслух не говорю. Чтобы не сглазить.

Игорь Александрович Яковенко

Blogspot.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены