Деятельность общественных движений в России регламентируется Конституцией и федеральным законом. Если общественное объединение зарегистрировано в Министерстве юстиции или в региональных государственных органах, то оно приобретает статус юридического лица.
Любое общественное объединение со временем становится политическим. Выражая и представляя определенный общественный интерес, оно стремится к его реализации политическим способом.
В современном обществе это невозможно без санкционирующей деятельности потестарных (крестьянские братства, самоуправляемые общины и т.д.) органов, поэтому общественные движения либо сами становятся политическими ("Женщины России"), впрямую участвуя в политическом процессе, или преобразуются в политическую партию, либо пользуются механизмами политического давления и лоббирования (различные экологические организации). В результате гражданская инициатива институализируется, получая статус общегосударственного мероприятия, а само движение теряет свой исключительно общественный статус.
В современной России самодеятельные добровольные объединения граждан играют стабилизирующую роль, смягчая социальные противоречия, подавляя стихийные восстания, а в результате сохраняют действующую вертикаль власти.
Поговорим про общественные движения в защиту крестьянства, в защиту жителей сел и деревень. У нас в России когда-то и Аграрная партия в наличии была. Но последнее упоминание о ней проходило несколько лет назад. Перед полным небытием она занималась проведением конкурсов типа "Краса — длинная коса", да еще календари красочные выпускала с грудастыми девками.
Просто так оставить жителей сел и деревень, в массе своей беспартийных, без Кремлевской опеки было недопустимо. Появилось общественное движение с громким названием "Крестьянский фронт".
Оно было призвано защищать социальные и экономические права сельских жителей. "Крестьянский фронт" мы сообща создавали на "ровном месте" осенью 2005 года", — говорит один из активистов (учредитель) "Крестьянского фронта" Сергей Федотов. — Движение начиналось буквально с акционеров и пайщиков десятка хозяйств из трех подмосковных районов, которые собирались в переходах и вестибюлях метро и обсуждали наболевшие проблемы". В апреле 2006 года они вышли на Красную площадь, а затем массово, около 900 человек, — на Манежную. В СМИ и Интернете начался резонанс, о них много и громко заговорили.
Именно тогда, чтобы возглавить это общественное движение в защиту прав сельских жителей, появился Евгений Авсеенко — человек из спецслужб, профессор, академик, бизнесмен, разведчик и пр., — который, однако, при всех этих достоинствах не был ни сельским, ни деревенским, но, был из ФСБ. Состоялась регистрация межрегионального общественного движения, ввели членские билеты, символику, атрибутику, начали выпускать газету. Региональные отделения этого фронта стали появляться в областных центрах по обе стороны от Урала.
В Свердловской области такое отделение возглавил Василий Мельниченко, а 26 июня 2011 года на конференции межрегионального общественного движения "Крестьянский фронт" он был избран председателем его политсовета. Нужно отметить, что при любых критических выступлениях лидеров этого движения, при любых акциях в регионах и столице допускалось подвергать критике местных чиновников, даже министров правительства, но не было даже намека на осуждение внутренней и внешней политики российского президента. Ненавязчиво красной нитью вплеталась мысль о том, что царь-то у нас хороший — просто золото, а вот бояре не очень.
Постепенно движение стало выдыхаться, на смену ему пришел "Народный фронт", и "Крестьянский фронт" отдал богу душу. Василий Мельниченко сохранил свою востребованность и стал сопредседателем "Федерального сельсовета", тоже общественного движения и тоже отстаивающего права сельских жителей. Можно вспомнить общественное движение "В защиту человека труда", которое возглавил уральский полпред, в недавнем прошлом начальник цеха Уральского вагонзавода Игорь Холманских, сразу получившее благосклонные оценки Кремля. Как говорится, вместе весело шагать и рабочим, и крестьянам.
У "Федерального сельсовета" сразу несколько сопредседателей. Один из них, лидер политической партии "Партия дела" К. Бабкин неоднократно призывал руководство страны к более решительным действиям в отношении Украины, к официальному признанию так называемой "Новороссии" и более активной помощи ДНР и ЛНР. Другой сопредседатель Павел Грудинин, директор подмосковного совхоза имени В.И. Ленина, выступая с жесткой критикой внутренней политики правительства РФ по отношению к крестьянству, старается избегать упоминания фамилии президента или не дай бог возлагать на него ответственность за происходящее в стране. Третий сопредседатель "Федерального сельсовета" Мельниченко, обрушиваясь на правительство Д. Медведева, конкретно на Минсельхоз,
поднимает на недосягаемую высоту В. Путина, цитируя его высказывания на различных семинарах и конференциях.
Впрочем, не стоит заострять внимание на конкретных общественных движениях и организациях лишь потому, что они имеют отношение к сельской жизни. По стране в 2015 году только НКО насчитывалось более двухсот тысяч. Таких движений и общественных организаций, к примеру, в небольшом зауральском городке Курган больше полусотни, включая "Вольное экономическое общество России" и даже региональную общественную организацию "Духовных целителей". Да сколько угодно, да если хотите — "Общественная организация любителей ромашек" на межрегиональном уровне. Чем бы народец ни тешился, лишь бы главного управителя любил пуще папы и мамы.
Различные НКО возникают и плодятся не только на одном энтузиазме отдельных активных граждан.
Существует и материальное стимулирование в виде президентских грантов. Любители ромашек при соответствующих проектах, отвечающих требованиям президентской администрации, могут вполне реально получить около миллиона рублей.
Если говорить о политических партиях, официально зарегистрированных на сегодняшнюю дату, то их по стране сегодня 75. Выбирай не хочу!
Нет необходимости собирать подписи для выдвижения своих кандидатов на выборах в ГД 2016 года политическим партиям "Яблоко", "Правое дело", "Патриоты России", "Гражданская платформа", "Коммунисты России", "Российская партия пенсионеров за справедливость", "Родина", ПАРНАС. Некоторые из членов этих политических партий называют себя оппозиционерами, другие числят себя истинными патриотами. Пока никто еще не догадался создать партию беспартийного большинства. Но, как говорится, еще не вечер. Вот только при жестко авторитарной вертикали власти такой партии беспартийного большинства победить на федеральных — либо президентских, либо парламентских выборах было бы невозможно.
Лидеры семидесяти с лишним политических партий это прекрасно понимают, полагая, что они могут что-то получить, либо в лучшем случае тешат себя иллюзиями, либо откровенно обманывают граждан.
Участие в такого рода спектаклях так или иначе работает на власть, поскольку дает власти возможность заявить: смотрите, они участвовали, следовательно, у нас демократия. Выборы как инструмент демократии в России пока, к сожалению, не работают.
Оппозиционные активисты вполголоса признают, что смысл участия в выборах только один. Во время избирательной кампании можно попытаться консолидировать общество под требованиями демократии, можно пробудить людей от спячки, побудить их к более активным протестным действиям. Все это тактически верно и заслуживает внимания.
Следовало бы откровенно сказать избирателям: "Выборы — это повод заявить наш протест авторитарной власти".
Избиратели не дурнее политических активистов. К сожалению, разговаривать с избирателями честно пока что не умеют и не желают как правящие, так и противящиеся им. Представить, что будет набрано необходимое количество голосов для того, чтобы 10-12 независимых депутатов появились в Государственной думе, пока невозможно потому, что сегодня власть в России устроена по-другому. Эта Дума — место для Лугового, для Мизулиной, для Яровой и так далее. Еще хуже ситуация, когда граждане, поливая власть отборным матом, на вопрос: "А зачем вы эту власть выбирали", отвечают: "А я не ходил на выборы". Интересно, что бы получилось при обязательной явке на выборы как гражданской обязанности вплоть до штрафов при неявке? Так же, как в Чечне, или иначе?