В который раз брожу по улицам очередного славного русского города. Сколько уж их было! Осваиваюсь, тщусь удержать в голове карту (мне это тяжело, у меня топографический кретинизм), пытаюсь прокладывать и запоминать маршруты...
Бормочу про себя: "Так, значит с улицы Ленина на Урицкого, потом на Советскую, с нее на улицу Розы Люксембург... Или нет, с Советской на Розу было вроде в Иркутске? А здесь с Советской на Маркса! Или нет, черт, здесь с Советской на Кирова, садовая голова! Стоп, а где тут Садовая??"
Мучаюсь, в общем. Подозреваю, что у любого путешественника по России в конце концов начинает рябить от этого однообразного калейдоскопа одних и тех же названий: советская-ленина-маркса-свердлова-энгельса-либкнехта-урицкого-розы люксембург..." и так без конца. Особенно меня поражал Карл Либкнехт, который тоже прочно пустил корни в русской топонимике - да так, словно был каким-то нашим как минимум царем!
При этом ведь и архитектура, что русская сохранившаяся, что (тем более) советская - не особенно, мягко говоря, блещет разнообразием. Поэтому так вот перейдешь в очередной раз с Либкнехта на Урицкого, оторвешься от размышлений - и вздрогнешь: блин, ГДЕ Я?? Дошел до конца Советской, а поворота на Маркса нет! И когда еще сообразишь, что этот поворот был в Чите 2 года назад, а ты сейчас в Саратове!
Тьфу! "Это черт нас водит, видно, и кружит по сторонам".
Это однообразие удручает и бесит. И как же робко с ним борются! Я уже писал об анекдотическом "подвиге" в Хабаровске - там набрались в какой-то момент (в начале 90-х) смелости и переименовали улицу Маркса (какой, к чертям, Маркс в Хабаровске??) в улицу Муравьева (который был первый губернатор в этих местах)... но и это сделали максимально нерешительно - то есть Маркса переименовали НЕ ВСЮ (!!), а лишь часть, Идет в Хабаровске "Муравьева", а потом без предупреждения снова становится "Маркса", причем нумерация на Маркса так и начинается с 15-го дома!
Цирк.
Впрочем, хуже всего в Самаре. Там есть - почти в центре - большая и важная улица имени некоего Франца Венцека. Такого более нигде нет - то есть это чисто самарский, исконный топоним, не Желябов-террорист какой-нибудь. А кто есть Венцек, всякий может прочесть на табличках, развешанных по всей улице добрыми, так сказать, самаритянами: Венцек - начальник Ревтрибунала Самары в 1918 году. Палач, то бишь, с руками по локоть в крови.
Выбрать единственный оригинальный топоним в честь палача, пусть и земляка - это, мне кажется, особый вид регионального мазохизма. Хотя, если вдуматься, вся российская постсоветская топонимика - один сплошной непрерывный мазохизм.
! Орфография и стилистика автора сохранены