В соответствии с нормами действия чрезвычайного положения Эрдоган закрыл 131 СМИ. В том числе 16 телеканалов, 23 радиостанции, 45 газет, 15 журналов, 29 издательских дома и три новостных агентства. Журналисты и колумнисты одной из самых популярных в Турции газеты Zaman, которая была закрыта одной из первых, подверглись еще и персональным преследованиям: 47 сотрудников этой газеты были задержаны по подозрению в причастности к сетям оппозиционного Эрдогану проповедника Гюлена.
Для тех, кто, как автор этой колонки, большую часть жизни прожил в Советском Союзе и хорошо знает историю советской цензуры, то, что происходит в Турции сейчас, напоминает те события, которые в нашей стране произошли 99 лет назад: ленинский Декрет о печати, уничтожение всей буржуазной прессы, введение цензуры якобы на переходный период, который на деле затянулся на 74 года. Модель прессы, которую строит Эрдоган, похожа на советскую, но с двумя важными поправками, одна из которых делает эту модель более устойчивой, по сравнению с советской, а вторая неизбежно приведет к ее меньшей устойчивости.
У обеих моделей в основе лежат тоталитарные идеологии: исламизм и коммунизм. Но исламизм, как идеология, выросшая на почве одной из главных мировых религий, более органичен для турецкого общества, в котором верующие мусульмане составляют абсолютное большинство населения, чем коммунизм для советского общества, которому эту тоталитарную идеологию приходилось внедрять, прилагая определенные усилия.
Авторитет улема в исламском мире неизмеримо выше того, весьма невысокого авторитета, которым пользовались в СССР преподы марксизма-ленинизма и истории КПСС, а уважение к муфтию и имаму имеет намного более глубокое основание, нежели уважение к секретарю парткома, или советскому чиновнику.
И в то же время, поскольку турецкая экономика продолжает иметь в основе частную собственность, СМИ в ней будут иметь большую свободу, чем в СССР, где все СМИ в конечном итоге были государственными. Кроме того, для Эрдогана СМИ не являются основой его режима и поэтому он лишь придавливает их цензурой, а не стремится выстроить мощную пирамиду собственного агитпропа, наподобие советского.
Гибридная медийная модель путинской России отличается и от советской и от той, что возникает в Турции после неудавшегося переворота. Во-первых, она по-прежнему не имеет под собой никакой внятной единой идеологии, то есть опирается на идейную пустоту. И, надо сказать, неплохо себя чувствует в этом противоестественном положении, поскольку внутри этой пустоты болтаются различные идейные погремушки, друг друга полностью отрицающие, но находящиеся в состоянии своеобразного "водяного перемирия".
Погремушка православия, которое претендует на роль государственной религии в путинской России, прекрасно сосуществует с погремушкой коммунизма. Вчера мне сунули в почтовый ящик газету "Правда" с предвыборной программой КПРФ. Тираж – более миллиона. Внутри – отрезанная голова Ленина голосит в стилистике рекламы гербалайфа: "Хочешь жить без кризиса? Спроси меня как!". Сразу под ленинским черепом – портрет Сталина в полный рост. Этот – ничего не говорит, но смотрит с фирменным прищуром. А над портретом табличка: "Бессмертный".
Соседство в одном властном пуле с расстрельщиками священнослужителей, взрывателями церквей и проповедниками воинствующего атеизма совершенно не смущает чиновников РПЦ и всю нынешнюю властную кодлу, постоянно торчащую со свечками в храмах. Программа КПРФ вспухла от ненависти к неким "либералам" в правительстве Медведева, к пятой колонне и к олигархам. И это – сколько угодно. Главное – соблюдать приличия. В программе и в целом в "Правде" ни разу не упоминаются слова "Путин" и "президент". Это – табу. Зато весь основной набор клише – в духе главных путинских телепропагандистов: "Крымнаш!", "героическая борьба народных республик Донбасса", "бандеровщина воцарилась в Киеве", "кольцо НАТО сжимается вокруг России", и т.д.
Опора на идейную пустоту приводит к шизофрении в политике. Только что Путин приглашает Кудрина к разработке программы экономического развития, и тут же дает поручение разрабатывать альтернативную программу. То есть, человек явно не понимает, что плюрализм хорош в прессе и в представительной власти, но совершенно невозможен во власти исполнительной. Сложно в один момент времени двигаться и вправо и влево.
Гибридная медийная модель путинской России, с ее громыханием разных погремушек в идейной и ценностной пустоте, воспроизводит такую же композицию в головах большинства россиян. Последний опрос Левады-центра показал, что деятельность Владимира Путина на посту президента одобряет 82% граждан, не одобряет 17%, затруднились с ответом 1%. Когда тех же самых людей спросили: "Дела в стране идут в правильном направлении, или страна движется в тупик?", то 46% сказали, что "в правильном направлении", 37% что "в тупик", а 17% про направление движения страны ничего определенного сообщить не смогли. То есть Путин, по мнению абсолютного большинства населения, все делает правильно, а вот страна, в которой он сосредоточил всю власть в своих руках, по мнению более чем трети граждан, идет в тупик.
В отличие от "оптимистов", которые черпают свой оптимизм в основном из телевизора, позиция "пессимистов" имеет вполне реальные основания. По данным мониторинга социально-экономического положения и социального самочувствия населения, который проводит Высшая школа экономики, у 41% граждан России сегодня нет денег для покупки необходимой одежды и продуктов питания, 45% семей оценили свое положение как "плохое" или "очень плохое", и считают, что не в состоянии справиться со своими трудностями самостоятельно. Но при этом Путин, который у власти уже 17 лет, все опять делает правильно.
Немелодичные звуки "погремушек в пустоте" звучат и в головах практически всех представителей партии власти. Депутат-единоросс Борис Резник опубликовал на сайте "Эха Москвы" жалостный текст под названием: "Царство кривых зеркал. Что происходит с прессой в Хабаровском крае". Оказывается, ужасается своему открытию депутат-единоросс Борис Резник, пресса Хабаровского края – сервильна! Нет, вы представляете, в российской прессе есть еще такое явление, как сервильность! Там, в этом изнывающем под игом авторитарного губернатора Вячеслава Шпорта Хабаровском крае в газетах все время печатают его портреты, за последние полтора года – аж 586 раз напечатали! И далее депутат-единоросс Резник ябедничает про то, как этот ужасный Шпорт "выкорчевывает все лучшее, что было в хабаровской журналистике". И перечисляет, что там в этой журналистике было "лучшим". Собственно, ради этого перечисления я и цитирую колонку депутата-единоросса Резника.
"Стоит вспомнить", - ностальгирует депутат Резник, - "что именно с берегов Амура вышли многие капитаны важнейших российских федеральных изданий: Владимир Сунгоркин – главный редактор "Комсомолки", Владимир Мамонтов – недавний президент газеты "Известия", Александр Куприянов – главный редактор холдинга "Вечерняя Москва", Юрий Лепский – зам. главного редактора "Российской газеты". Конец цитаты.
То есть, человек жалуется на сервильность местной прессы, и при этом обращается как к эталону журналистики к тем людям, которые превратили свои, некогда приличные издания, в совершенно непристойные листки, занятые только пропагандой и вылизыванием начальственных задов.
Возможно, кому-то покажется странным, что я обратил внимание на писанину какого-то депутата из "ЕР". Там и не такие глупости пишут. Это правда. Но Борис Резник, которого я когда-то знал лично, был в сравнительно недавние времена неплохим журналистом. А, пожалуй, что и просто очень хорошим, автором острейших журналистских расследований. И вот в какие руины превратило сознание некогда приличного человека пребывание в партии власти и нахождение в эпицентре пропагандистского облучения (а власть сама находится именно в эпицентре этого облучения – послушайте только, какой бред они несут!). Поэтому я полагаю, что вот эта колонка депутата Бориса Резника, вполне искренне (уверен, что Борис Резник искренне верит в ту ахинею, которую написал!) изложившего абсолютно шизофреническую позицию, представляет собой важный документ для будущего трибунала по информационным преступлениям путинского режима.
"Негоже нам, журналистам, в лакеев-то превращаться…", - так завершил свою колонку депутат-единоросс Борис Резник, и поправил сшитую не по его размеру ливрею.
! Орфография и стилистика автора сохранены