Собрался тут записать мимолетное наблюдение – что нынешняя выборная кампания, этого года, являет собой поразительный пример полной невостребованности предвыборной социологии, причем равно как "властью", так и "оппозицией". И если с "оппозицией" все более-менее понятно – она просто бедна как церковная мышь, не до исследований, то с "властью" что-то новенькое. Такое ощущение, что "начальники" окончательно уверились в "своем народе", установили с ним плотную ментальную связь и уже на выяснение мелких деталей, по городам, районам и областям, не размениваются. Типа "и так усё ясно!"

Перед тем, как написать, решил просмотреть френд-ленту – и ба! Коллега, довольно матерый политтехнолог, у себя в ФБ пишет практически то же самое. "Очень верный вывод сделали все парламентские партии. Они считают, что предвыборные социологические исследования не нужны от слова совсем. Ведь социология на результаты выборов не влияет. Так зачем на нее тратиться?"

И тут же в комментах ему другие коллеги подсыпали наблюдений – что и АПМ, все эти газетки, брошюрки и программки, нынче также изрядно подсократили, вместе с приглашаемым штатом райтеров и дизайнеров. Тут тоже вроде все понятно – кризис, все ужимаются в тратах… Но, думается, основная причина глубже.

Никто не желает ни выявлять "больные точки электората", ни, тем паче, жать на них. Все ровно наоборот. В буквальном смысле – то есть задача в этой кампании стоит ровно противоположная: ни в коем случае электорат не возбудить.

Знакомые райтеры жалуются, что у них нынче "рубят" все сколь-нибудь живые, отличающиеся от максимально кондового канцелярита тексты. То же и в оформлении "агитационной продукции". На самом деле она изготавливается так, чтобы привлекать минимум внимания или, уж тем паче, интереса. Соответственно и статьи по "актуальным темам" пишутся так, чтобы уже после первого абзаца даже у самого закаленного политфрика возникла неудержимая зевота и желание отложить шедевр полиграфии в сторону.

Это вполне осознанная политика избирательных штабов. Не надо путать ее с желанием оскорбить, потрясти или еще как-то фраппировать читателя или зрителя. Ни боже мой! Задача – вызвать в восприятии "эффект уже виденного", что-то типа чувства "а, ну я это уже знаю!" Главное – не потревожить. "В сентябре ты ее не буди, в сентябре она сладко так спит" - как бы напевают про себя все эти "партийные идеологи" как бы разных (хочется сказать – праздных) "партий", являющихся в подавляющем большинстве филиалами и департаментами одного и того же УВП Кремля. Под "нею", сладко спящей, подразумевается, естественно, наша почтеннейшая публика, и так подобная зверю коале, пребывающая в дреме 22 ч в сутки.

Поэтому про все "актуальные темы", типа капремонта, разгона врачей из системы здравоохранения или московского беспощадного благоустройства упоминают – но так, чтобы это НЕ ЧИТАЛОСЬ. Высоколобые филолухи и хвилософы называют такой подход "созданием симулякров" вместо реального обсуждения проблем, однако про то же самое есть отличное русское словцо "заглушка". Вся современная "выборная кампания" представляет собой сплошное "выставление заглушек". Зачем? ЧТОБЫ БЫЛО НЕИНТЕРЕСНО.

В фентези русских современных фантастов описывается магический артефакт "Ничего особенного". Принцип его действия таков: вещь или место, прикрытые при помощи такого артефакта, могут лежать хоть на людной улице посреди толпы, хоть посреди комнаты, где идет тщательный обыск – их все равно будут обходить и не замечать, и не потому, что "не видят" ("слепое пятно" как раз привлекает внимание) – а потому, что в мозг всех наблюдателей поступает сигнал – "тут нет ничего особенного", "это неинтересно".

Вот над созданием такого эффекта в отношении текущих выборов бьется сегодня подавляющая часть российского политического цеха. Поскольку магии в их распоряжении нет – работа эта тяжелая, муторная, не доставляющая ни малейшего удовольствия. Да и не очень денежная, кстати. Зачем, в самом деле, платить за то, что никому не интересно?

Алексей Рощин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены