Екатерина Шульман недавно написала, что спецслужбы разговаривают друг с другом на языке терактов. На самом деле, она очень близка к истине. На языке спецслужб это называется "активными мероприятиями", а конечная фаза, которую мы чаще видим по телевизору, носит название "диверсия".

Многие смотрят на работу спецслужб через призму фильмов о Джеймсе Бонде, либо фильмов и рассказов о советском/российском спецназе. На самом деле, спецназ работает в более высокой иерархии и на диверсии расходуется только в крайнем случае. В обычной жизни все гораздо проще.


Объясню на примере.

Начиная с 2014 года, Украину с оружием руках посетило несколько тысяч граждан РФ и других стран СНГ. С точки зрения законодательства РФ, эти люди являются экстремистами, а их действия попадают под определение "терроризм". Кто не верит, гуглим 114-ФЗ и Ст. 205, 212, 280 и 354 УК РФ.

Есть люди, которые считают, что "ополченцы" на Донбассе строили "новороссию" и защищали "русский мир", "православную веру" и "великую победу" от "фашистов". Могу заверить, что законодательство Украины, РФ и других стран не содержит смягчающих обстоятельств по этом поводу. Потому что другие экстремисты тоже строят свой "халифат" и защищают "исламский мир" и "веру" от посягательства "кафиров".

Борьба за "веру" и защита от "неверных" это общие черты любого экстремизма. Современные спецслужбы научились этим пользоваться, возводя в ранг "веры" практически любую догматику, и отправляя "верующих" на войну против назначенных "врагов".

Действия спецслужб на Донбассе многие наблюдали в реальном времени. Человеческий материал мобилизовывался с помощью отдела спецслужб под названием "спецпропаганда". Отправкой ведали подконтрольные спецслужбам "ветеранские", "православные" и другие "добровольческие" организации. На местах отряды экстремистов курировали спецназ ГРУ и сотрудники ФСБ. Встречали, вооружали, снабжали, финансировали, ставили задачи, оформляли смерти и ранения и занимались прочей рутинной работой спецслужб.

Многие не задумываются, но аналогичную деятельность в рамках асимметричной войны спецслужбы ведут в Палестине, Сирии, Ираке, Ливии и других регионах. Политическое и военное руководство экстремистских организаций (от Хезболлы и ООП до ИГИЛ*) проходило подготовку в профильных советских вузах. Русский язык в этих организациях является одним из трех рабочих языков. Тысячи членов ИГИЛ, по признанию МО РФ, являются гражданами Российской Федерации.

Человеческий материал мобилизуется В ИГИЛ по лекалам гибридного призыва на войну с Украиной. Если быть более точным, мобилизация на войну с Украиной проходила по лекалам ИГИЛ, которые строились по лекалам Хезболлы, которые строились по лекалам ООП и дальше вглубь веков. Разжигание ненависти и назначение врагов придумали не сегодня. Сегодня одна из стран - членов Совбеза ООН, использует эти технологии для ведения асимметричных войн.


Вернемся к терактам.

Предположим, одна из стран, в силу слабых экономических, политических и военных возможностей, не может дать симметричного ответа для защиты того, что она называет своими геополитическими интересами. Предположим, что в этой стране отсутствует фильтр в виде ответственных политиков, гражданского общества, независимых судебных органов и свободных СМИ. Некому привлечь экстремистов по тем замечательным законам, которые перечислены выше, если это не входит в задачу руководства страны.

Предположим, эта страна решит защищать то, что она называет своими геополитическими интересами, с помощью асимметричного ответа. По стечению обстоятельств, военно-политическое руководство этой страны возглавляют специалисты в области асимметричных ответов. Аннексии, гибридные войны, использование экзотических ядов, взрывы жилых домов, уничтожение гражданских авиалайнеров, "олимпийская моча" - вот неполный перечень активных мероприятий, в которых подозреваются спецслужбы этой страны.

Предположим, эта страна решит дать асимметричный ответ тем, кого она считает своими геополитическими противниками. Например, отравить президента страны, в которой произошел первый Майдан, или развязать военную агрессию и аннексировать часть страны, в которой произошел второй Майдан. Взрывать мосты, железнодорожные пути, засылать отряды вооруженных инсургентов. Список большой, он занимает не один конспект, который исписал президент неназванной страны в трех учебных заведениях КГБ СССР.

Предположим, в качестве асимметричного ответа будет выбран теракт или серия терактов в одной из европейских стран. Что нужно сделать для подготовки к этому сценарию.

1. Необходимо обеспечить мобрезерв для ведения асимметричных действий на территории страны-жертвы. В случае нехватки мобрезерва, он засылается под видом беженцев. Это не сотрудники спецслужб, а именно те, кого во всем мире понимают под словом "беженцы". Люди, приехавшие из неблагополучных стран, которые работают на низкооплачиваемой работе и которыми легко манипулировать с помощью инструментов асимметричной войны.

2. Необходимо создать информационные площадки, которые заточены под религию, язык и ментальность потенциального мобрезерва. Для этого в СССР готовились профильные специалисты с ВУС-6201 "Спецпропаганда среди войск и населения противника", заточенные под конкретные региональные особенности. В современной РФ соответствующие учебные заведения вполне официально продолжают свою работу.

3. Необходимо создать, либо обеспечить взаимодействие с существующими религиозными общинами, а также ультраправыми, ультралевыми, националистическими и любыми другими экстремистскими организациями. В этом смысле всемирный съезд неонацистов в Питере в марте 2013 года можно рассматривать как элемент асимметричной войны.

Имея подобную инфраструктуру спецслужбы способны проводить широкий спектр активных мероприятий в стране-жертве. От антиглобалистских демонстраций, до различных форм общественных беспорядков и терактов. Достаточно в нужный момент запустить в нужной группе пропагандистскую истерию, чтобы получить желаемый результат. При этом спецслужбы могут даже не знать, кто конкретно приведет в действие взрывное устройство, сядет за руль грузовика или набросится с ножом на прохожих. Важно, что после запуска пропагандистской машины это рано или поздно произойдет.

Теракт происходит совершенно неожиданно для страны-жертвы. Местное население видит только последствия проводимых спецслужбами активных мероприятий, не понимая в чем причина. Почему люди, которые еще вчера работали охранниками и мойщиками машин, вдруг сорвались с места и стали полевыми командирами. Почему вчерашний разнорабочий сел за руль грузовика и начал с остервенением давить прохожих.

В 2014 году асимметричная война была развязана спецслужбами Кремля в одной языковой, ментальной и конфессиональной среде и все равно, мало кто понимал, что происходит. Еще сложнее приходится населению страны-жертвы, когда гибридный призыв ведется среди носителей другого языка и другой культуры.

После проведения активных мероприятий включается глобальная пропагандистская машина и локальная, заточенная под коренное население страны-жертвы. Вбрасывается множество фиктивных версий, призванных отвести подозрение от заказчика асимметричных действий, и навязывается некое объяснение произошедшего, выгодное агрессору. Фактически пропаганда трансформирует картину мира у населения целой страны, проникнув за защитный логический барьер с помощью душевной травмы, полученной в результате теракта.


У асимметричных действий могут быть разные цели. Например, активные мероприятия в Одессе 2 мая 2014 года были проведены с целью активизации мобрезерва на войну на Донбассе. Свою задачу они полностью выполнили. При этом был слит мобрезерв "русского мира" в Одессе, который не достиг необходимого уровня, для создания провозглашенной к тому времени ОНР (одесской народной республики).

Теракты в Париже, судя по информации, поступавшей на тот момент из всех рупоров "Центральной Пропагандистской Машины", были попыткой навязать "совместное сотрудничество против ИГИЛ". Кому-то в Кремле пришла в голову идея создать "антиигиловскую коалицию" и спецслужбы достаточно активно продвигали эту идею привычными для себя методами.

Инцидент в Кельне был направлен против Меркель. Хотя, остальные цели Кремля он тоже косвенно преследовал. В асимметричной войне редко бывает, чтобы какое-либо активное мероприятие решало одну конкретную задачу. Единым является центр принятия решений. Если пройти от исполнителей через пропагандистские сайты и бот сети к источнику спускового сигнала в ту новогоднюю ночь, окажется, что он находится на условной улице "Савушкина", где активно трудятся бывшие выпускники-арабисты ВИИЯ.

Описанный алгоритм объясняет специфическую структуру террористического мобрезерва в странах ЕС. Это низкооплачиваемые выходцы из мусульманских стран, которые достаточно давно осели в Европе. Они давно уже сидят на условных "новохалифатских" сайтах и успели интегрироваться в пропагандистские сети Кремля. В отличие от недавних беженцев из Сирии и Северной Африки, которые станут мобрезервом будущих асимметричных войн. Возможно, более кровавых.


Российская Федерация не единственная страна, которая владеет подобными технологиями. Но она одна из немногих стран с таким уровнем спецслужб, в которых отсутствует предохранительный клапан в виде сменяемых политиков, гражданского общества, независимого суда и свободных СМИ, которые отсеивают неприемлемые для общества методы ведения асимметричных войн.

Спецслужбам США, Великобритании, Израиля и, возможно, еще ряда стран, известно все, или практически все, о действиях Кремля. Если бы Россия не была первой в мире ядерной державой, все это давно бы уже прекратилось. В сложившейся ситуации Запад вынужден ограничиваться своим набором асимметричных действий. Санкции, поддержка реформ в странах СНГ, антидопинговое расследование, противодействие кремлевской пропаганде и другие меры, текущей целью которых является сдерживание агрессии Кремля, а конечной целью демократизация России.


В демократических государствах существуют предохранительные механизмы, которые обеспечивают устойчивость против асимметричных войн. Временные успехи Кремля основаны на пренебрежении общечеловеческими ценностями, жизнями и благосостоянием людей. Чем раньше и качественнее Запад выстроит свою политику по противодействию планам Кремля, тем меньшую цену придется заплатить за авантюры бывших советских чекистов.


P.S. На фото Эш-Шаддад — город на северо-востоке Сирии. Расположен у трассы, соединяющей столицу ИГИЛ — Ракку и иракский административный центр ИГИЛ — Мосул. Надпись на трех языках предназначена для членов ИГИЛ. Не все из них знают местность и не все читают по-арабски или английски.

 

*) ИГ (ИГИЛ) - террористическая организация, запрещенная в РФ и во всем мире. (Прим. ред).

Юрий Христензен

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены