– Западные СМИ сообщают, что Рекс Тиллерсон во время визита в Москву предложил российскому руководству план урегулирования ситуации в Сирии: уничтожение ИГИЛ, стабилизация во всех регионах в переходной период, после которого Башар Асад уйдет с поста. В Кремле это отрицают, но это еще ничего не значит. Как вы оцениваете вероятность заключения такой или подобной договоренности?

– В Сирии договариваться не с кем. Это главная проблема и самой Сирии, и международного сообщества. Сирия как государство перестала существовать. Асад в отставку не уйдет, как не ушел в свое время Хусейн, предпочтя смерть и разорение страны. Все эти люди (диктаторы) – законченные эгоцентрики. Они считают, что их ощущения и эмоции важнее жизни миллионов людей.

Российское вмешательство в сирийскую войну – это продолжение политики захвата Восточной Европы другими методами. Я хочу напомнить, что российские войска были введены в Сирию 30 сентября 2015 года на основании договора, подписанного с Сирией еще советским правительством.

Все ожидали, что Путин продолжит наступление в Украину, Беларусь, а может, даже страны Балтии. Но Россия вторжение в Восточную Европу в тот момент приостановила, так как к сентябрю 2015 года стало очевидно, что расширение военного конфликта в Европе приведет и к серьезным людским потерям, поскольку после бескровной сдачи Крыма Украина начала оказывать агрессорам сопротивление на Востоке, и к усилению санкций против России, и кто знает, может быть, даже к войне с НАТО. С НАТО Путин воевать в 2015 году оказался не готов. Поэтому он решил открыть новый фронт – в Сирии, чтобы затем сделать себя полноправным участником переговоров с США по урегулированию сирийского конфликта в обмен на соглашение о сдаче Америкой Восточной Европы в сферу влияния России.

Тиллерсон, собственно, эту программу сейчас пытается реализовывать, объясняя мировому сообществу, что Россия нужна для урегулирования конфликта в Сирии, поскольку этот конфликт из-за проблем с международным терроризмом и беженцами – самый важный для США конфликт из ныне происходящих. Примерно то же самое говорит и Трамп: Россия нужна для урегулирования сирийского конфликта.

Между тем, конечно же, Россия не нужна никому из нас для урегулирования сирийского конфликта, потому что РФ – главный возмутитель спокойствия в этом регионе. В целом же в отношении всего западного мира, включая США, Россия занимается исключительно подрывной деятельностью, в том числе и прежде всего в Сирии. Так что Тиллерсон и Трамп умышленно в этом вопросе вводят нас в заблуждение.

Тиллерсон – не самостоятельный человек, и никаких планов в голове у него нет. Его кандидатура на пост госсекретаря была предложена Трампу Кремлем. Тиллерсон, действительно, был самым пропутинским (именно пропутинским, а не пророссийским) кандидатом на эту должность. Всей своей карьерой в Эксоне он обязан был Путину. Он много общался лично и с ним, и с фсбэшником Игорем Сечиным (ставленником и доверенным Путина). И награждение Тиллерсона орденом Дружбы – не случайность, а закономерность. Тем более, что награждение это было заранее согласовано с Тиллерсоном.

Трамп долго морочил голову американской общественности кандидатурами Джулиани и Ромни на пост госсекретаря, между которыми он, дескать, выбирал наиболее достойного кандидата. А в конце концов подсунул на утверждение Сенату Тиллерсона, которого Путин, конечно же, законно считает своим человеком или даже своим агентом.

– Ввиду этого, есть ли еще риск "пакетной сделки" между США и Россией, которая затронет и Сирию, и Украину?

– Если вы обратили внимание, Тиллерсон во время визита в Москву применительно к российско-украинским соглашениям говорил в основном о том, что Россия должна использовать свое влияние на сепаратистов для выведения из зоны конфликта тяжелых вооружений и выполнения условий Минских соглашений. Минские соглашения (я неоднократно об этом говорил и писал) – ловушка для идиотов. Они составлялись в России, они подписывались в тяжелый для Украины период, когда не было ясно, намерена ли Москва начинать полномасштабную войну; когда десятки тысяч российских войск были сосредоточены на границе; когда на Украину давили и Германия с Францией, и США. Конечно, Минские соглашения для Европы стали вторым "Мюнхенским соглашением" (1938 года) и классическим умиротворением агрессора. Тем не менее, Минские соглашения притормозили большую войну, и с точки зрения Запада, а может быть даже и с точки зрения Украины, свою функцию в тот момент выполнили. Но для России Минские соглашения – повод для постоянного кровопускания Украины и в политическом смысле, и в физическом.

Нужно быть очень непорядочным человеком, чтобы в нынешних условиях настаивать на соблюдении Минских соглашений, прекрасно зная, что Россия их толкует так, как хочет, что эти соглашения не упоминают об оккупации Крыма, и что РФ по этим договоренностям вообще не является воюющей стороной, хотя именно она воюет в Украине под флагом "сепаратистов".

Самое жесткое слово, которое Тиллерсон выбрал применительно к аннексии Крыма и военным операциям России в Восточной Украине, где погибло как минимум 10-15 тысяч человек – это в центре Европы в 21-м веке! – "действия России". Какие же это действия, когда это неприкрытая агрессия!

Смогут ли Трамп и Тиллерсон продать американцам и европейцам готовность Путина сдать Асада в обмен на карт-бланш в Украине, большой вопрос. Думаю, что не смогут, что одной Сирии тут недостаточно, тем более что мир в Сирии при Асаде – это иллюзия, а без Асада Сирия все равно не сможет остаться целостной. По крайней мере, на части ее территории должен образоваться Курдистан, и я думаю, мы еще станем свидетелями создания этого независимого государства.

– На ваш взгляд, есть ли вероятность, что ракетный удар США по позициям Асада был согласован с Москвой? Возможно ли, что это была хитрость Трампа, дабы обезопасить себя от расследования?

– На уровне принятия решения удар, конечно же, согласован не был. Но Россия была заблаговременно информирована о том, что удар наносится и нужно срочно выводить с базы все российское – и живую силу, и технику. Это не скрывают сегодня ни в Вашингтоне, ни в Москве. Для Трампа удар по Сирии явился еще и отвлекающим маневром, который на время переключил внимание американской прессы и общественности с темы российских связей Трампа на Сирию.

Можно предположить, что Россия попросила Асада использовать химическое оружие, чтобы снова приковать внимание к Сирии и таким образом в очередной раз несколько помочь Трампу. Другое дело, что и обсуждение темы применения Асадом химического оружия свелось в конце концов к обсуждению и осуждению российского вмешательства в сирийский конфликт и даже к обвинениям РФ в том, что она участвовала в химической атаке сирийских ВВС. Так что хитрость, если она и существовала, не удалась.

– Вы не думаете, что Кремль стремится расшатать США с помощью Трампа, а не добиться американо-российской перезагрузки? И может ли Трамп привести к внутриамериканскому взрыву?

– Думаю, что операция ФСБ "Троянский конь" по приведению Трампа в Белый дом (я, конечно же, не знаю, как называлась эта операция, но будет забавно, если я угадал) изначально подразумевала нанесение урона Хиллари Клинтон, которой Путин мстил и за поддержку протестного движения в России, и за то, что она сравнила его с Гитлером после вторжения в Украину. Кроме того, Путин пытался разжечь очередной конфликт, теперь уже на американской земле, внеся максимально возможный хаос в американские выборы. Он в очередной раз пытался обратить на себя внимание и говорить с американской администрацией с позиции силы.

Лишь на более позднем этапе, когда стало ясно, что у Трампа действительно появляется шанс на победу, на чашу весов были брошены все имеющиеся в распоряжении Кремля ресурсы. И вроде бы Кремль добился своего: помог Трампу стать президентом. Но по дороге была засвечена многочисленная российская агентура, и сегодня абсолютно всем в Америке понятно, что вмешательство России в американские выборы на стороне Трампа имело место. Из-за этого блистательная вроде бы победа Путина и ФСБ по существу превратилась в поражение. Руки Трампа связаны, и никаких предвыборных обязательств в отношении России он выполнить не может: ни НАТО распустить, ни санкции снять, ни оккупацию Крыма признать. К внутриамериканскому взрыву это привести не может. Это может, при определенных условиях, привести к отставке Трампа.

– Как бы там ни было, Дональд Трамп проводит политику, которая может серьезно обвалить цены на нефть. Плюс – он выступает за модернизацию американской армии и усиление ядерного потенциала, что может запустить гонку вооружений. Разве это выгодно России, учитывая ее экономическое положение?

– Думаю, что мы представить себе не можем, насколько разъярен и раздражен сейчас Путин из-за всего того, что происходит и с Трампом, и в российско-американских отношениях. Представьте: операция закончилась потрясающим успехом, в президенты прошел кандидат Кремля. Но именно потому, что это становится все более и более очевидно, Трамп оказывается парализованным. По крайней мере, пока.

Увеличение расходов на армию происходит за счет перераспределения бюджетных средств, и никто не сказал, что это приведет в конце пути к модернизации американской армии. Об этом рано еще говорить. Трамп делает много громких заявлений, но верить им нельзя. Они все больше и больше воспринимаются с улыбкой или даже ухмылкой.

Интересы России и Путина вообще-то несовместимы. Стратегические задачи Путина: распустить или ослабить НАТО, развалить Евросоюз, привести к власти в Европе максимальное число радикальных ультраправых политиков, создать новые очаги войны и максимально нарастить территорию Российской Федерации, воссоздав нечто среднее между Российской империей и СССР под руководством ФСБ. Я сомневаюсь, что что-либо из этого в интересах России, если под Россией иметь в виду цивилизованное европейское государство.

Что касается цен на нефть, то они высокие тогда, когда на земле царят мир и благополучие, а не тогда, когда все погружены в военные конфликты. Путин этого не понимает. Он считает, что зависимость обратная. Всякий раз, когда нефть поднимается выше 100 долларов за баррель, он использует заработанные деньги для вторжения в соседнее государство, в надежде, что нефть поднимется в цене еще больше из-за угрозы большой войны. А она после начала войны только падает. В 2008 году Путин сам обвалил цены на нефть вторжением в Грузию. В 2014 году Путин вновь обвалил цены на нефть вторжением в Украину. Пока идет война, цены подняться не могут. Но Путин, повторяю, этого не понимает. Так что и в этом смысле Путин действует не в интересах России и российского народа.

– В одном из интервью вы говорили, что конфронтация с КНДР может быть отвлекающим маневром Трампа. Но вести такую игру с Пхеньяном – все равно что жонглировать гранатой. Думаете, Трамп все же решится на военную конфронтацию с Северной Кореей?

– Вы правы – жонглировать... Только не гранатой, а атомной бомбой. Я думаю, что удар США по Северной Корее – главная надежда Путина, единственное условие, при котором он сможет реализовать намеченную геополитическую программу по захвату территорий. Потому как здесь Путин сможет на Восточную Европу обменивать ни мир в Сирии (мира там никогда не будет), а невмешательство в Корейскую войну. Тут есть над чем поразмышлять. Тем более, что есть еще и запасной вариант: удар по Ирану.

Разумеется, больше всего на свете нам бы хотелось, чтобы коммунистическая диктатура в КНДР пала и обе Кореи объединились по германскому образцу. Но в Германии объединение прошло мирно. А вот в Корее может случиться иначе. Какую цену за все это придется платить, просчитать сейчас невозможно. Если удар по Северной Корее пройдет для всех остальных безболезненно, понятно, что это станет для Трампа удачным отвлекающим маневром, да к тому же приведет к росту его популярности. Но КНДР – не Сирия и даже не Ирак. Все будет сложнее.

– Когда Трамп победил на выборах, он пообещал, что США абстрагируются от мировых конфликтов. Разве сейчас мы наблюдаем не диаметрально противоположный процесс?

– Диаметрально противоположный. Но не потому, что Трамп изменил свою точку зрения или не пытается выполнить обещаний, данных Путину еще до начала предвыборной кампании, а потому, что политические реалии нельзя подстроить под риторику Трампа. Он считает, может быть, даже искренне, что страной или миром можно управлять через Twitter. На самом деле из-за слов, лозунгов и даже из-за подписанных им исполнительных указов ничего не меняется. Медицинскую программу Обамы он отменить не смог; ограничения на прибытие в США мусульман заблокированы судами; Мексика за строительство стены платить отказалась; экономические санкции против Китая введены не были; "устаревшее НАТО", которое раньше предполагалось распустить, теперь приходится поддерживать. К тому же, Трамп как повод для роспуска НАТО использовал обвинения в том, что страны-участники не платят в бюджет положенные 2% ВВП. В результате финансовое состояние НАТО только улучшилось, хотя исходная цель Трампа заключалась в роспуске альянса.

С Сирией совсем нехорошо получилось: как только Тиллерсон сделал громогласное заявление о том, что судьбу Асада будет решать сирийский народ (это все равно что сказать в 1930-е годы, что судьбу Сталина, Гитлера или Муссолини будут решать соответственно народы СССР, Германии и Италии), как Асад жахнул химическим оружием, и пришлось "реагировать" и речами в ООН, и запусками крылатых ракет. Так что Трамп не многим сейчас управляет в Америке. За пределами лозунгов никакой стратегии у него нет. А предвыборные лозунги реализовать оказалось невозможно, потому как они исходно были демагогическими и не предназначались к претворению.

Продолжение следует.

Юрий Фельштинский

obozrevatel.com

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter