На III Форуме свободной России 26 мая будет отдельно рассмотрен вопрос санкций и их влияния на Россию. Ведущий секции "Санкции. Что дальше?" Александр Морозов рассказал о своем взгляде на этот вопрос.
— Расскажите, почему на форуме вы выбрали вести секцию, которая касается темы санкций?
— Целый период взаимоотношений Кремля с Западом сменился на новый. Американская администрация сменилась, с другой стороны — происходят перемены в Европе. Встает вопрос, что будет дальше? Никакого результата санкции не оказывают на урегулирование ситуации в Украине. Не слышно новых идей по продлению или созданию новых комплексов мер. Мы видим борьбу в американском истеблишменте. С одной стороны, в январе один из сенаторов заявил, что готовится новый пакет санкций. Но в мае достигнута другая договоренность о том, что прошлые санкции сохранятся и не будут расширяться.
Примут новый пакет мер. А какие меры? Будут ли на что-то влиять? Всех волнует вопрос, может ли Запад что-то сделать, чтобы ситуация с деградацией российского общества по действием Кремля была остановлена.
Видно, что санкции есть, но Кремль продолжает действовать безнаказанно. Санкции были приняты, но стало известно об участии России в сирийском конфликте, поступила информация, что кремлевские люди готовили переворот в Черногории.
— Есть ли какой-то эффект от санкций?
— Санкции принимались как политический жест. Не предполагали разрушения российской экономики. Просто как жест, что мы не поддерживаем позицию России. Санкции не оказали влияние на какое-то изменение политики Кремля. При этом у этого есть положительный эффект. Во-первых, санкции позволяют на что-то опереться странам восточной Европы, которые испытывают давление со стороны России. Во-вторых, в 2014 году они позволили европейской дипломатии остановить распространение сепаратизма на востоке Украины, все ограничилось территориями ДНР и ЛНР. В-третьих, Кремль адаптировался к санкциям и теперь осуществляет транзакции минуя Европу.
Тем не менее санкции называют имена людей, которые ответственны за преступную политику. Эти все действия могут оказаться значимыми.
— Хочу уточнить, как санкции могут остановить деградацию российского общества?
— Они создают определенную ситуацию консолидации европейских стран и правительств. В целом страны-лидеры не могут наказывать, а только предлагать определенные формы поддержки. В мире нет людей, которые бы хотели, чтобы Россия исчезла с карты мира. На форуме будет выступать советник бывшего президента США Дж. Буша — младшего Джексон, который писал, что на Западе никто не заинтересован в экономическом кризисе на территории России, этот удар может нанести урон всей экономике. Все заинтересованы, чтобы страна начала развиваться. Но необходимо понимать, что в Кремле есть люди, которые препятствуют этому развитию, и есть придерживающиеся противоположной позиции.
— Санкции и определенные меры могут коснуться и обычных граждан и оказать неблагоприятный эффект?
— Мне кажется, нет. На общество не действуют санкции, они его не чувствуют. Они ощущают изменение экономической конъюнктуры. Рубль обесценивается, и это все почувствовали. Эксперты говорят, что это не связано с санкциями, а связано с рецессией экономики.
Население чувствует ошибочные действия своего правительства. Людей волнует и задевает, что пенсионная система разваливается или их сбережения могут обесцениваться в два раза.
— Есть ли эффект от контрсанкций со стороны России?
— Нет, в конгрессе США вышел доклад, что контрсанкции ни на что не повлияли, не изменился объем торговли. Они имеют определенное значение для российской экономики, потому что некоторые отрасли промышленности выигрывают, но и есть проигравшие. Если говорить о мировой торговле, влияния санкций практически не видно.
— А если отменят санкции, мы это как-то ощутим?
— Эффект будет нулевой. У санкций нет серьезного содержания, и это не приведет к экономическому росту в России.