Широко обсуждаемая история - о том, как практически парализованного инвалида-колясочника признали виновным в вооруженном разбойном нападении и осудили на реальное лишение свободы. Общественность, конечно, возмутилась, поднялся скандал. Встрепенулась даже оперуполномоченный по "правам" Москалькова - обещала все как следует проверить. Мало того, что человек в таком состоянии вряд ли способен на разбой, отправлять его в российский лагерь - это то самое "жестокое и необычное наказание", запрещенное всякими конвенциями.

Но я считаю важным напомнить, что подобное - это вовсе не нечто исключительное для российской системы, а вполне себе ежедневная практика и стандарт. В российских лагерях и тюрьмах полно каких угодно больных и инвалидов. Вашего заболевания не нашлось в официальном списке - ваши проблемы. Заболели за решеткой - тем более. Даже если по закону вам положена какая-то помощь - обязательно чего-нибудь не найдется. Врачей, лекарств и т.д.

Правозащитники часто пишут о таких историях, но в большинстве случаев они малоинтересны публике. Вот, например, был эпичный случай, когда в СИЗО отправили человека с аппаратом Илизарова на ноге. В итоге год (!) его не могли снять. То травматолога нет, то анестезии (предлагали без анестезии вытаскивать спицы). Нога гнить начала, лихорадка. После скандалов все-таки сняли.

Следует помнить, что ЛЮБАЯ резонансная история, в которой общественности удалось отбить кого-то одного у системы - это такой прожектор, высвечивающий лишь небольшую часть государственного насилия. За пределами этого прожектора - мрак, в котором тысячи людей с не менее печальными историями, просто не попавшими в СМИ или попавшими, но не вызвавшими большого резонанса. Садизм и бездушие - не отдельные эксцессы, а неотъемлемое свойство системы.

Upd. мне правильно пишут о том, что следует уточнить, что инвалида все-таки признали не единоличным разбойником, а организатором преступления в составе двух лиц. Недооценивать инвалидов, конечно, не стоит - они такие же люди, как и все остальные, могут и преступления организовывать. Другое дело, что никаких внятных доказательств там похоже нет - есть видеозапись, на которой не происходит примерно ничего. Учитывая, что подельник инвалида получил меньший срок, можно предполагать, что он дал какие-то нужные следствию показания.

Михаил Пожарский

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены