Андрей Илларионов написал интересный текст. Но согласиться с его выводом о том, что Путин убрал "народность" из формулы "православие, самодержавие, народность" трудно.
Термин "народность" во времена Уварова означал нечто вроде "национальной самобытности". Это близко к значению этого и производных от него понятий в западно-славянских зыках. В польском, например, "naród" означает "нация", "narodowy" — "национальный", "narodowosc" — национальность, тогда народ в нынешнем русском смысле слова будет "ludzie". Аналогично, в чешском языке "národ", "národní" и "lidé".
Иными словами, Уваров, скорее всего, имел в виду отличие русского пути развития, русской культуры и так далее от европейской. Простой народ, массы, именовались в России времен Уварова и ранее "черный народ". Смысл понятия "народность" в России изменился после того, как народники и свойственный им тип мышления придали ему значение "близость к простым людям", "ориентация на интересы простых людей, крестьян". Появилось противопоставление "народа" и "верхов", "интеллигенции" и так далее. Именно в этом значении термин "народ" употреблялся в советское время.
Формула "православие, самодержавие, народность" может трактоваться как протофашистская. Православие представляет собой некую сакральную доктрину, обосновывающую:
а) отличие русских и русского образа жизни от иных культур, прежде всего от Европы, сегодня — Запада, а, по сути дела, от евро-атлантической цивилизации;
б) строительство "православной империи", именуемой Третьим Римом.
Самодержавие — монархический тип политической системы, в нынешнем варианте — авторитарная диктатура во главе с сакральным вождем, не связанным какими-либо юридическими или институциональными ограничениями; консолидация общества вокруг этого вождя, аккумулирующего и выражающего общенациональные интересы. Народность, как уже говорилось, ориентация на особый путь развития, отвечающий национальным особенностям.
Ошибка Илларионова в том, что уваровская формула, включая все три ее компоненты, является важным и неотъемлемым компонентом путинизма как идеологии и политики фашистского типа, предполагающей авторитарную диктатуру; сакральную фигуру лидера; идеологическую доктрину, ориентированную на поиск социального и политического идеала в прошлом, "традиционные" ценности и особый тип политической культуры, вытекающий из национальных особенностей.
Образ прошлого, конструируемый в фашистских идеологиях, не имеет ничего общего с исторической правдой и представляет собой героический миф. Для Муссолини и итальянского фашизма таким "идеальным прошлым" было мифологизированное представление о Римской империи. Для Гитлера и нацизма — о германских племенах, ариях, нордической расе и Священной Римской империи германской нации.
Путинский исторический миф представляет собой эклектическую смесь фантастических представлений. Среди них:
- идея о некоем "едином или триедином русском народе", истоки которого находятся в Крыму, объединяющем русских, украинских и белорусов;
- мысль о создании в Херсонесе "русской Мекки", поскольку там "началось укрепление централизованного российского государства";
- представление о Московии и затем Российской империи как наследнице Киевской Руси;
- идея о постоянной героической борьбе русского народа, Руси и России с идеологическим давлением и геополитической экспансией с Запада, из Европы;
- лозунг о создании "Русского мира" как современный вариант "православной империи", она же Третий Рим.
Бросаются в глаза ряд совпадений путинизма с нацистской доктриной. Крым — прародина русского народа и русской государственности является аналогом поиска арийской прародины германцев. Теория "триединого русского народа" и Русского мира — аналог концепции объединения всех германоязычных народов "нордической" расы в Третьем рейхе или некоем имперском образовании, сердцевиной которого является этот Рейх. Культурное и политическое давление Запада на Русь и Россию — вариант теории о "вечной борьбе с врагом". В нацизме (а затем в сталинизме) в роли "вечного врага" выступали евреи. Наконец, и путинизм, и нацизм ориентированы на утверждение "традиционных" ценностей"; неприятие либерализма во всех его проявлениях; государственный контроль над ключевыми отраслями экономики; культ мачизма и маскулинности (голый торс вождя!) и так далее.