На сайте Эха рядом висят два текста про Юрия Быкова: фрагмент эфира Ирины Петровской и реплика Анастасии Федоренчик, журналистки и блогерши. Ирина Петровская недоумевает: как так можно – два года не понимать, что ты делаешь и вдруг прозреть за два дня? А Анастасия Федоренчик прямым текстом объясняет: а вот так и можно. Шпионско-приключенческий сериал – особый жанр. Исключительно развлекательный. И нельзя от него требовать суровой гражданской позиции. Никто ведь не требует правдоподобия от эпопеи о Джеймсе Бонде. Короче – а чо такого?

Вот так и можно два года не замечать, что делаешь подлую и лживую фашистскую агитку. И оправдывать себя тем, что свободная творческая личность не обязана занимать чью-то сторону в гражданском противостоянии. Ведь у всех есть своя правда. А с другой стороны – все хороши. Так что, все сложно и неоднозначно. Политика вообще – дело грязное. И темное. Поэтому я держусь от нее подальше и мало что в ней понимаю. Нет, я, конечно, слышал имя Анны Политковской. Но в детали никогда не вникал. Черт его знает, как там было на самом деле. Да и не написано же в сценарии, что это Анна Политковская. Короче – а чо такого?

Ирина Петровская говорит об отсутствии убеждений, об инфантильности. Но такое вот "быть вне политики", "быть выше политики" всегда было осознанной, принципиальной позицией значительной части нашей художественной интеллигенции. То есть ее самыми что ни на есть убеждениями. Да, это инфантилизм. Инфантилизм по убеждениям. Идеология инфантилизма.

Инфантилизм – это отказ от ответственности. Ведь от нас все равно ничего не зависит. За нас все решают могущественные и далекие от нас силы. Небожители. Небожители не потому, что они лучше нас, а потому что в их мир нас никто не пустит. Мы все не более чем слабые и несовершенные объекты их манипуляций. Яд этой идеологии инфантилизма распространяется в обществе в том числе и с помощью вот таких конспирологических сериалов.

Инфантилизм рождает снисходительное отношение к любой мерзости и подлости, хоть чужой, хоть своей. Он всегда может себе все разрешить. Все оправдать. Или сделать вид, что не понимает. Убедить себя, что не понимает. Человеку, принявшему идеологию инфантилизма никогда ни за что не бывает стыдно. Потому что – а чо такого?

Так человек превращается в тролля. Не в современном постмодерновом значении этого слова, а в ибсеновском. Помните, как Доврский дед объяснял Пер Гюнту, чем тролль отличается от человека? Человек живет по принципу "самим собою будь", а тролль – по принципу "самим собою будь доволен". Это и есть – а чо такого?

Поведение Юрия Быкова было абсолютно стандартно для его среды ровно до того момента, когда вдруг оказалось, что ему может стать стыдно. И это отрадно. Это значит, что все же можно остаться живым человеком среди потерявших способность чувствовать троллей. В абсолютно троллячьем тексте Анастасии Федоренчик есть все же абсолютно верная, человеческая фраза. Одна единственная. Последняя. "Но вот тот факт, что Быков искренне переживает за своё творчество, а не встаёт, как некоторые, в позу преследуемого гения, достоин уважения".

Наша прогрессивная общественность мечется между абсолютным недоверием к любому "прозрению" (так не бывает, все же кругом – прожженые тролли, наверное, это ему зачем-то надо) и готовностью тут же списать "прозревшему" любые косяки (ведь он перешел на сторону Добра), принять в свои объятия и использовать. Вопрос о личной ответственности, таким образом, опять снимается. Я не хочу списывать Юрию Быкову косяки. Смогу ли я сохранить возникшее у меня к нему уважение, будет зависеть от того, окажется ли он способен платить по счетам. Выполнит ли он свое обещание надолго уйти в тень.

Александр Скобов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены