От всяких палеоконсерваторов и прочей пещерной публики часто поступают предложения о том, как нам "исправить демократию", вылечив от популизма и коррупции элит. Мол, нужно вернуться к имущественному цензу, "демократии налогоплательщиков". Это легко опровергается. Дело в том, что власть в демократии не просто решает вопрос о распределении денег, но также решает, как ограничивать свободу людей. Например, мы голосуем за установление правил дорожного движения. Всякое установление правил требует, чтобы каждый отказался от "естественной" свободы ходить и ездить как ему вздумается. Каждый! А не только тот, кто платит за дорожную полицию. Следовательно, и право голоса здесь должен иметь каждый, независимо от уплаченным им налогов. Поэтому "демократия налогоплательщиков" - не более чем хитрый способ угнетения людей.

Реально важный вопрос здесь другой: почему право голоса должна иметь сама дорожная полиция? Эти люди и так находятся в выгодном положении т.к. получают власть, а также имеют свой специальный интерес (очевидно, что одни правила им выгоднее других). Логично было бы, чтобы госслужащие не имели голоса - на время службы. Но как водится все хорошее и умное уже давно придумали до нас. В книге Democracy’s Slaves: A Political History of Ancient Greece рассказывается о том, что в древних Афинах все те, кого сегодня назвали бы "бюрократами" (а также полицейские) были... государственными рабами (d?mosioi). Они имели больше привилегий, чем рабы частные (например, могли владеть собственностью), им платили хорошее жалование, они обладали неприкосновенностью. За плохую работу раба-бюрократа могли наказать кнутом, но не отменить его решения.

Таким прямолинейным способом афиняне решили главную проблему демократии да и вообще государства - проблему оппортунизма и коррупции со стороны профессиональной бюрократии (а вовсе не избранных политиков). В отличие от полноценных граждан, рабы-бюрократы не имели политических прав и веса в обществе. Дети рабов становились свободными и уже не могли стать бюрократами, что препятствовало появлению "бюрократических династий" (brilliant!). Возможно, поэтому греческая демократия и оказалась стабильнее римской.

Дикие времена и нравы, конечно. Но представьте себе дивный мир, в котором Сердюков, Песков и Шувалов в прямом смысле были бы "слугами общества", а за плохую работу их лупили бы кнутом на центральной площади. А скольких голосов бюджетников не досчиталось бы Едро Прекрасно? Прекрасно. А если серьезно - ограничение политических прав госслужащих хотя бы на срок службы было бы разумной мерой. Но в современном мире, увы, наоборот. Публичный вес профессиональной бюрократии и экспертократии (людей, которые имеют большую власть, и их, при этом, никто не выбирал) только увеличивается. Думаю, если что и погубит либеральные демократии, то именно это. А нужно было слушать древних греков...

Михаил Пожарский

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены