Я подумал, что историю ликвидации отечественной политики можно обозначить как четвертьвековой период после декабрьского кризиса 1992 года. 

25 лет и почти три месяца назад - 3 декабря 1992 года - на Съезде народных депутатов РФ произошла драка между демократами и их противниками. Со стороны демократов в ней участвовали люди несомненной храбрости, хотя и в отличие от их номенклатурных оппонентов, не здоровяки - светлой памяти отец Глеб Якунин и Анатолий Шабад (через 2 с половиной года он проберется в чеченское село Самашки, чтобы получить свидетельства резни, устроенной федералами).

28 февраля кандидат Собчак на дебатах - отомстив всем жертвам его хамства сразу - облила водой излишне раздухарившегося кандидата Жириновского. Обратим внимание, что ни один из мужчин в студии не заступился за Ксению Анатольевну, когда Владимир Вольфович осыпал ее похабенью. 

Вся сцена со скандалом лишний раз убедила, что эта предвыборная кампания - фарс, что реально кандидатам от оппозиции серьезно сказать нечего, и что возможность скандалить перед телеэкранами с Жириновским - это единственный политический профит, который Собчак в результате получила. Это и есть та федеральная трибуна, ради которой она пустилась в эту политическую авантюру.

Причем за прошедшие четверть века ни персонажи (Бабурин, Жириновский, Явлинский, и пара-тройка энергичных лево-правых популистов), ни обсуждаемые ими вопросы, ни риторические приемы, ни аргументация сторон нисколько не изменились. Только Собчак пытается быть Новодворской и Старовойтовой одновременно.

Между прочим, до драки речь зашла об очень интересном вопросе, поднятом самым умным участником дебатов - Жириновским. Это тема ответственности за события октября 1993 года. 

И если взять разговор глубже, то это попытка переиграть события осени 1991 года со стороны тех, даже антиельцинских деятелей, кто объективно несет такую же историческую ответственность за развал СССР, как и команда либеральных реформаторов. 

Ведь депутаты 1990-1991 годов, укрепляя суверенитет России внутри Союза, его этим последовательно уничтожали. Дело в том, что остальным республикам было значительно легче повторять политические и экономические антиимперские шаги имперского домена - РСФСР, - включая превращение союзного центра в образ врага. Не меньший упрек можно бросить и российским коммунистам, которые пробив в мае 1990 года создание отдельной российской компартии, КПСС окончательно раскололи (именно понимание такого финала и удерживало КПСС от "уравнивания" коммунистов РСФСР с остальными союзными республиками).

Поэтому, не разразись в студии скандал, могло произойти весьма поучительное выяснение механизма подготовки двух встречных конституционных переворотов, что шли с марта по сентябрь 1993-го. С обнажением лицемерия тех деятелей, которые сейчас оплакивание Союза сделали основой своей политической идентичности, а в свое время делали карьеры именно на его подрыве.

Что же касается Шабада, то Анатолий Ефимович не отказывал в удовольствии рассказать, как в июне 1990 года либералы подловили русских националистов, дав декларацию о госсуверенитете. Националисты считали, что этим они наносят удар по ненавистному Горбачеву с его десталинизацией и дают старт воссозданию Великой России. Они не поняли, что суверенные границы суверенны с обеих сторон, и никакой перекройки территорий без войны теперь не будет. Наверное, когда через два с половиной года на него бросились с кулаками, то мстили и за то, что "провели дурака на четыре кулака". И война с Украиной была отодвинута на 23 года.

Итак, говоря о Шабаде, мы вернулись в декабрь 1992 год. Сейчас совсем не важна причина того конфликта. Точнее, у всех конфликтов осени 1992 года была одна причина - нежелание Ельцина лишатся декреталиальных полномочий (права издавать указы и руководить правительством), данных ему в октябре 1991-го на год. Все тогдашние партии подписали заявления о поддержке реформ. Но исходить из того, что радикальные реформы можно завершить за год, а потом вернутся к рутине президентско-парламентской системы, было сущей политической диверсией. Ставший тогда повелителем большинства депутатов и ярым врагом Ельцина Хасбулатов целенаправленно хотел превратить Съезд в конституционную ассамблею. Немаловажным было и то, что лишение президента полномочий издавать экономические указы отдавало немыслимо прибыльный процесс приватизации именно в руки Хасбулатова. Или того, кого поставили бы на его место оправившиеся от шока 1991 года партхозноменклатурные депутаты.

Инцидент на Верховном совете дал повод Ельцину через неделю открыто пригрозить роспуском идеально легитимного Съезда, аргументируя лишь "атмосферой ненависти в зале" (это он в кнессете не был). Потом, как мы знаем был компромисс: за отставку Гайдара и Бурбулиса Ельцину обещали вынесение новой конституции на референдум (а не проштамповку угодного Хасбулатову варианта). А потом обманули. И тогда Ельцин решился на конституционный переворот, отлично понимая, что его враги готовят тоже самое, что они вообще могут отменить пост президента. 

Механизм этого переворота был отработан в Мордовии, когда таким образом свергли в апреле 1993 избранного в 1991 году демократа Василия Дмитриевича Гуслянникова, и это столь же демонстративно было в июне одобрено Конституционным судом РФ.

И я, и мои друзья-демократы тогда Ельцина полностью поддерживали, вопросами "легитимности" особенно не заморачиваясь - понято же, что идет революция, что недавние победители ГКЧП (в т.ч. и Бабурин) раскололись. Все давно известно из истории. Понятно было и то, что в случае победы "центристов" Хасбулатова и Зорькина, их очень скоро сменят тот же Бабурин и Руцкой, а их - генерал Макашов.

Мы хотели чинного парламента без драк, где квалифицированно обсуждают социально-экономические реформы. И забыли, что драка - это экстремальная форма дискуссии. 

Парламент без драк (Дума) постепенно перестал быть "местом дискуссий, а потом и перестал бы парламентом вообще, став редакционной группой по работе над орфографией правительственных инициатив. 

И тогда историческое кармическое возмездие превратило драку в единственный обсуждаемый элемент политических дискуссий.

*  *  *

Прошу прощения у Григория Алексеевича Явлинского

Я упрекнул его за то, что он не вступился по-джентльменски за Ксению Анатольевну. Заново изучил сцену. Бабурин несправедливо упрекнул Жириновского в поддержке "расстрела Белого дома". Жириновский справедливо упрекнул Бабурина в том смысле, что путь к октябрю 1993 был начат в июне 1990 (принятие суверенитета России). 
Его логика понятна: "война законов" ("парад суверенитетов") развалила СССР, и оба крыла антигорбачевской революции 1991 года были обречены вступить между собой в схватку.

И тут во время перепалки двух пожилых политиков на травматическую для обоих тему, кандидат Собчак, не скрывая счастливой улыбки (правило про "съешь лимон" еще никто не отменял!), стала одергивать Жириновского, при этом в достаточно унизительной форме: дедушка, вам вредно... Причем сделала это несколько раз. И тут сработала явная домашняя заготовка с обливанием.

Понятно, что Явлинский и не должен был изображать рыцаря во время разборки на малине, когда в пацанскую терку влезла шикса.
Приношу ему свои извинения за упрек...

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены