В какую-то из годовщин смерти Сталина на автобусной остановке появился плакат: "помер тот - помрет и этот". Интересно сравнить последствия смерти Сталина с последствиями смерти Путина. Экономист Дуглас Норт когда-то ввел хороший термин - "естественное государство". Естественными он называл примерно большинство государств когда-либо существовавших и существующих ныне: естественно - это когда элита использует насилие для извлечение экономической выгоды (ренты). Мы с вами живем в самом, что ни на есть естественном государстве.

Но в естественных государствах также бывают разные стадии - от "хрупкого" до "развитого". Одно из ключевых различий - существование стабильных институтов. В развитом естественном государстве "граф", "король" или там "генеральный секретарь" - это институты, жизнь которых не зависит от личности их занимающей. В хрупком - это конкретный человек, который в конкретный момент истории сумел стать самым опасным пауком в банке. Понятно, что стоит ему исчезнуть - драка пауков тут же продолжится.

СССР по оценкам Норта был чуть ли не самым развитым из естественных государств. Со смертью Сталина не произошло ничего катастрофического - конечно, случилась драка среди элит, Берия расстреляли, затем ХХ съезд и так называемая "оттепель". Но мало что изменилось по сути: советские институты устояли даже после того, как самая страшная личность в истории откинула копыта.

Теперь возьмем Путина. Главное его достижение заключается в том, что за 18 лет он создал систему, полностью замкнутую лично на Путина. Пускай не как на полновластного тирана, но как на фигуру обеспечивающую баланс сил различных группировок. В России нет института автократической власти, какой есть, например, в том же Китае. Есть лишь конкретный старик из плоти, крови и ботокса. Что будет, если он помрет, подавившись печенькой за завтраком? Неизвестно т.к. нет отработанного механизма преемственности. Поэтому и четвертый срок.

Михаил Пожарский

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены