Я имею в виду персонажа сказки А.С. Пушкина "Сказка о попе и его работнике Балде".
Казалось бы, ответ лежит на поверхности: три щелчка по лбу, которыми "наградил" представителя духовного сословия простолюдин - это страшное унижение. Вот и не выдержала нежная душа священнослужителя такого "оскорбления чувств верующих".
Но с другой стороны, душа у пушкинского попа была отнюдь не ранимой. Напомню, что началась эта история с того, что поп шёл по базару для того, чтобы нанять себе помощника по хозяйству - универсального специалиста за весьма умеренное жалование.
"Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?"
Хитроумный Балда нанялся к нему в работники на год за пропитание, проживание, а в качестве окончательного расчёта - три щелчка по лбу работодателя.
Подходит к концу год - и тут поп задумывается над своим обязательством - действительно, унизительное для особы его общественного статуса...
Дальше сюжет известен: поп посылает Балду забрать у чертей оброк, Балда выполняет это задание, поп подставляет лоб и сходит с ума...
Но если читать сказку внимательно, то не всё так просто.
Начнём с того, что идея "взять у чертей оброк" пришла попу после беседы с женой:
Вот он попадье признается:
"Так и так: что делать остается?"
Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
Попадья говорит: "Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;
А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.
Тем ты и лоб от расправы избавишь
И Балду-то без расплаты отправишь".
И только после этого он вызывает Балду и даёт ему задание, которое заведомо невыполнимо:
Вот он кричит: "Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.
Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный".
Ну это - классическое испытание для героя: "Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что". Иди к чёрту - принеси оброк. При этом надо учесть, что поп жаден и готов "кинуть" любого работника, который пойдёт к нему в услужение. Сколько таких бедолаг он "кинул" до Балды - история об этом умалчивает. То есть, сам поп ни в Бога, ни в чёрта не верит, и вся история с "оброком" выдумана. Тем более, что сам термин "оброк" означает одну из форм феодальной ренты, при которой помещик взимал с зависимых от него крепостных крестьян натуральный или денежный сбор. И сама по себе ситуация, когда у священника есть крепостные черти, которые должны платить ему оброк, является абсурдом - небылицей.
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
Но Балда, выслушав эту небылицу про крепостных чертей, которые должны платить попу оброк, задание выполнил. Черти, естественно, ни про какой оброк попу знать не знали:
Здравствуй, Балда мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
но, проиграв Балде, отдали ему мешок с ценностями в оплату за своё спокойствие.
Наверняка поп подсматривал издалека, как Балда будет изворачиваться, выполняя этот его приказ. И прятался за жену, увидев Балду с мешком, он не просто так - он знал, что в мешке - ценности от морских чертей. Выдумка жадного попа стала реальностью - он получил оброк от чертей, и этого его сознание не выдержало. Поэтому-то он и сошёл с ума. Ведь если существуют черти, то существует и Бог, который может наказать неискреннего служителя за жадность.
! Орфография и стилистика автора сохранены