В связи с реконструкцией исторического центра Тулы, символика времени особенно ярко обозначилась в двух точках моего города. Это поставленный недавно памятник городовому (спасибо, что не жандарму) и возведение новых бетонных стен вокруг здания областного фсб.
Возникший у кремля монумент полицейскому не зря хорошо виден из окон "белого дома". Композицию можно назвать воплощённой грёзой "вертикали" в годы системного кризиса. Босоногий мальчик (скорее, босяк со страниц Горького) с восторгом рассматривает "опору трона" - в пафосном мундире, с кобурой и саблей, призванного смотреть за порядком и глядящего "в даль светлую".
Мощный кулак власти у рукоятки сабли говорит о решимости внедрить идею полицейской стабильности в "шаткие умы" обывателей. Лицо городового выражает непреклонность с лучезарностью. А медали на груди намекают на "заслуги перед отечеством", спасённым от смуты и происков врага.
Мальчик же в обносках настолько живописен, что достоин отдельных слов. Мы видим полноценный образ инфантильного российского населения, каким оно мечтается обитателям путинских кабинетов. Нищета и преданность - в одном патриотическом "флаконе". На лице - неподдельный восторг перед "силой и властью" (с которым юный Вова Путин, видимо, смотрел на офицеров кгб).
Мальчик с лучистым взором мечтает сбросить с себя драные штанишки, отмыть чумазые лодыжки, получив в казарме новенький мундир, сапоги - и власть в придачу. Для него городовой - идеал успеха и карьеры, пример "социального лифта" и мечта о хорошо оплаченном безделье на государевом довольствии.
Не случайно миллионы здоровых российских мужчин (по статистике) подвизаются в "охране" и на "службе" всех родов и видов, - а не заняты в полезном производстве. Идея сырьевого государства активно формирует психологию нахлебника, а готовность получать кусок из бюджета за "службу" лишь удваивает преданность "сильной руке", которая и кормит дармоеда в форме.
Особую пикантность образу народа-оборванца придаёт грабёж пенсионеров, ставший социальным фоном к нарядной, медной композиции.
Но вряд ли сами будущие пенсионеры видят своё сходство с бронзовым мальчиком, - радостно влезая в центр памятника для весёлого фото. В полной мере "босяками" и аутсайдерами они ощутят себя позже. Но то, что "полицаи" и "жандармы" сохранят своё право на добротный мундир с сапогами даже в годы общей нищеты - не стоит сомневаться.
Странная "машина времени" на пятачке у древнего кремля переносит нас в те годы смут и революций, которые последовали за "идиллией", созданной художником в бронзе.
Автор странным образом "изваял" нам причину будущей катастрофы, не понимая (разумеется) смысла своего монументального пророчества.
Социальное расслоение (мундиров и обноснков), ставка на полицейский кулак и пропаганду в головах русских мальчиков - заканчиваются только катастрофой. О чём напоминает старый памятник по соседству, у другой башни кремля, на месте первых тульских баррикад 1905 года - и "боевых дружин" вооружённого сопротивления полиции.
По сути, монумент российскому Майдану прошлого века.
Скромный обелиск в память о возмущённом населении, ненавистной монархии и готовности порвать в клочья сытую, циничную власть, - странным образом не вызывает никакого диссонанса в головах "элиты", не способной извлечь уроков из прошлых катастроф.
Режим почему-то не в силах понять, что от нового монумента до старого - пролегает прямая дорожка причинно-следственного порядка.
Прославляя полицейщину, приведшую страну к революции, "элита" обрекает себя (и нас заодно) на повторение кровавых ошибок.
Знаменитая российская "колея", ведущая нас по кругу, - скромно воплотилась в соседстве двух монументов, подтверждая тупость двух авторитарных режимов (с их любовью к граблям).
Впрочем, в этих головах - не только медь. Заметное чувство страха выдаёт кошмары "вертикали" и наличие у неё зачатков интуиции.
Реальные жандармы (а не медные) прекрасно понимают, что от мальчиков в обносках нечего ждать приветливых взглядов. А восторженные лица "школяров" уместнее в картинках пропаганды, но не в жизни.
Потому и принимают свои меры. Буквально в паре переулков от кремля обосновалось (с давних пор) жандармерия под вывеской "фсб". Близость к оружейному заводу и стенам кремлёвской крепости - удачный выбор "чекистов", засевших с советских времён за высоким забором с "колючкой".
Однако реконструкция городского центра и обустройство набережной, которая недавно была заводской, режимной территорией, - заставляет "чекистов" возводить бесконечный, позорный забор в историческом центре.
Аналог "берлинской стены", утыканной камерами наблюдения, уныло тянется вдоль весёлой, солнечной набережной, полной легкомысленных горожан, велосипедистов и семей с детьми.
Комизм ситуации в том, что "охранка" не стесняется бетонного монстра с "колючкой" - у себя на родине, в отечестве, посреди родного населения.
- Ребята, - хочется им крикнуть через стенку, - вы же дома, а не в странах НАТО. Ваши камеры с забора - видят лица "большинства", что кидало бюллетни за вашего начальника. Откуда этот страх перед своим народом? Неужели мало вам весёлого штакетника с цветами - вместо трусливой "крепости" в эпоху путинской "стабильности"? ))
"Дураков из нас не делай, - ответили бы мне из-за стенки. - Меньше смотри телевизор. Тогда и к забору вопросов не будет".
И конечно, будут правы. Такие времена: лживых бронзовых скульптур - и "чекистской" паники; примитивной пропаганды - и зреющего социального взрыва; фиктивной путинской "стабильности" - и полной деградации системы.
Символизм российских памятников - всегда поучителен. Здесь не только память о баррикадах и революциях, об идеологическом диктате бесконечных "ильичей".
Но и памятники иллюзиям, цинизму и тупости нашей власти, не способной видеть Истории, её логики и своего места в ней.
! Орфография и стилистика автора сохранены