Нынешняя Россия вернулась к привычному анти-американизму, словно влезла в любимые разношенные домашние тапочки. Это чувство так естественно, что даже непонятно - как мы могли без него прожить целых 10-15 лет - все 90е и отчасти даже начало "нулевых"? Ведь американцы - это враги, их так сладко ненавидеть и винить во всех своих бедах! Они ведь всегда вредили России...
Последнее из уст среднего российского обывателя слышать все-таки особенно дико - ведь он это произносит с таким убеждением, а ведь все обстоит с точностью до наоборот: Америка всегда ПОМОГАЛА России, и это как раз несомненно. Пробежимся по фактам:
Первая Мировая война - США союзник России, "плечом к плечу против германцев".
Начало 20-х годов - Америка спасает от голода Поволжье: "В мае 1922 года АРА (Американская Администрация помощи) кормила 6 млн. 99 тыс. 574 человек, американское общество квакеров — 265 тыс., Международный Альянс "Спасем Детей" (Save the Children Alliance) — 259 тыс. 751 чел." (Вики)
30-е годы - Америка обеспечивает всю так называемую "сталинскую индустриализацию" в СССР, причем по самым льготным расценкам (историки до сих пор не могут понять, на какие шиши, ведь СССР был нищ и разорен дотла). Днепрогэс, Магнитка, ЗИЛ, ГАЗ и все прочие "стройки коммунизма" - это не только "проекты под ключ" от американских инженеров, это и оборудование, и станки прямиком из Америки, которые устанавливали и запускали тоже американские спецы.
40е годы - ну, тут и говорить не о чем, американский "ленд-лиз" в буквальном смысле сначала спас СССР от разгрома, а потом и позволил победить в ВОВ. Самый яркий пример американской помощи, причем тоже практически забесплатно. Без ленд-лиза Германия задавила бы СССР если не в 1941, то в 1943 бы точно.
50е-80е прошли в основном под знаком соперничества между СССР и США.
Но потом 90е: совок рухнул, в стране наступил экономический коллапс - и опять США пришли на помощь. Гуманитарная помощь, кредиты по самым льготным ставкам, "ножки Буша" - все это помогло стать на ноги, спасло от голода, позволило без особых потерь проползти самый тяжелый период трансформации всего государственного уклада - от коммунистического безумия к более-менее нормальному капиталистическому (то бишь "рыночному").
То есть почти всегда в самый тяжелый момент и почти бескорыстно - дружеская рука, оттаскивающая от края. Всякий раз американцы буквально спасали тысячи и миллионы жизней русских людей, несли прогресс (все эти Днепрогэсы), помогали устоять в войнах. И что особенно любопытно: даже подумав, не скажешь, что ж хорошего они получали взамен.
Провели индустриализацию? Но денег за это получили очень мало, в лучшем случае "по себестоимости" обошлись. Помогли победить Германию? Но Гитлер Штатам практически не угрожал, да и не мог угрожать. Ну, победил бы Сталина - потом бы начал точно так же задираться к США, как это делал СССР. В чем разница для Америки? Если честно, непонятно.
То есть Штаты все это время помогали России как-то очень "по-русски"... во всяком случае, мы сами очень любим так о себе думать: что "по-русски" - это "просто так", "от широкой души", "чтобы всем было хорошо", без погони за выгодой. Как СССР за каким-то рожном взял и построил Египту Асуанскую плотину. Только про пользу от плотины до сих пор спорят, а американцы нам, почитай, всю основу промышленности заложили после тотальной революционной разрухи.
Если иметь историческое мышление и все это понимать, то истоки истерического нынешнего антиамериканизма ясны и понятны до боли. Чувство благодарности - самое тяжелое чувство для рядового человека, его почти невозможно выносить. Особенно, если "отблагодарить" нечем - слишком неравны возможности и силы. Чем Россия может отблагодарить Америку? Да ничем - нет у нас ничего такого, чего в самой Америке не было бы с избытком. А благодетелей, которых нельзя отблагодарить (и избавиться от гнетущего чувства долга), люди предпочитают ненавидеть. Так психологически легче.
Чувство долга перед Америкой слишком велико, оно давит. Слишком уж эти сволочи всегда были к нам добры. Уу-уу, твари. Дайте нам отдать этот долг!!
Не дают, собаки.
! Орфография и стилистика автора сохранены