Михаил Беньяш — адвокат, был задержан 9 сентября в Краснодаре. Его задержали, когда он направлялся на акцию Алексея Навального против пенсионной реформы. Адвокат планировал оказать помощь задержанным.
Люди в штатском доставили адвоката в отделение полиции. В рапорте дежурного было написано следующее: "Пытался спровоцировать драку, бился головой о стекло автомобиля, наносил себе телесные повреждения". Беньяш опубликовал в Facebook свою фотографию, на которой можно увидеть многочисленные ссадины на лице и руках. По его словам, они появились после избиения его полицейскими.
11 сентября состоялся суд, который затянулся на 14 часов. Решение было оглашено ночью. Беньяша арестовали на 14 суток "за неповиновение распоряжению полицейских".
С адвокатом во время задержания была его приятельница Ирина Бархатова. Она начала снимать происходящее на видео, но вскоре у нее отняли телефон. По ее словам, когда Беньяш пытался позвонить, один из задерживавших выхватил у него телефон и начал душить, стал выдавливать ему глаза, бил головой о кресла и надел наручники. Когда машина подъехала к воротам ОВД, оперативник "буквально выкинул Мишу из машины лицом в асфальт". Несмотря на это, Бархатову, как ключевого свидетеля, суд выслушать отказался.
На этом показательный процесс не закончился. 21 сентября Следственный комитет по Краснодарскому краю возбудил против Беньяша уголовное дело "за воспрепятствование осуществлению правосудия" (до 4 лет лишения свободы). По версии СК, адвокат в мае 2018 года, во время одного процесса, "неоднократно перебивал" судью, "давал [судье] указания" и демонстрировал "противоправное поведение в ходе суда".
Это тоже еще не все. 23 сентября, за шесть часов до истечения срока административного ареста, против Беньяша завели второе уголовное дело "за сопротивление сотрудникам полиции" (до 5 лет лишения свободы). Полицейский, которого якобы избил адвокат, обвинил его также в том, что Беньяш добровольно сел в машину к полицейским, а затем покусал их и избил. При этом следствие ссылалось на результаты судмедэкспертизы, в которой говорилось, что на телах полицейских "нашлись" следы от укусов и кровоподтеки.
Сам Михаил рассказал "ОВД-Инфо" совсем другую историю:
"Мне надели наручники на обе руки, вытащили из машины, бросили лицом на асфальт. Я поднял голову и понял, что нахожусь на парковке УВД, потому что было много людей в полицейской форме. Потом меня протащили на третий или четвертый этаж, в кабинет уголовного розыска. Все это время меня жутко материли. Товарищ в белой рубашке бросил меня на кресло в кабинете, сказал другим полицейским выйти, после чего нанес мне несколько ударов по лицу. Я все время требовал, чтобы он представился. Он сказал мне, что его зовут Иван, но коллеги почему-то все время называли его Димой. Из материалов дела я узнал, что зовут его Дмитрий Юрченко, он младший сержант уголовного розыска. После нескольких ударов он толкнул меня, при падении я ударился головой о сейф".
25 сентября состоялось слушание по избранию меры пресечения. На заседание пришло около 40 человек. Некоторых не пускали в суд под предлогом перерыва. В зал тоже попали не все. Как всегда, "мало места". На заседании прокурор ходатайствовал о том, чтобы процесс был закрытым, так якобы может быть нарушена тайна следствия. В зале суда присутствовало около 9 адвокатов, все они утверждали, что процесс должен быть открытым. Адвокат Попков заявил, что ходатайство незаконно. Другие адвокаты его поддержали. По мнению Беньяша, заседание может быть закрытым, если только рассматривается дело о половой неприкосновенности либо есть гостайна. Судья отказал в ходатайстве.
Во время процесса истек срок содержания Беньяша под стражей. Но его продолжали держать в аквариуме. Также адвокат пожаловался на состояние здоровья, и ему вызвали скорую. После полуторачасового перерыва прокурор ходатайствовал о продлении содержания в изоляторе временного содержания. Судья Беляк продлил арест на 72 часа для уточнения диагноза. На этом судебное заседание было объявлено закрытым.
27 сентября проходила апелляция. Судья отклонял все ходатайства от адвокатов: доставить Беньяша в зал заседания, предоставить новые медицинские документы, отложить рассмотрение дела, разрешить участие Беньяша в заседании по видеосвязи из ИВС, вызвать прокурора, изъять и приобщить к материалам дела записи с камер видеонаблюдения на парковке отдела полиции. Кроме ходатайств были отводы. "Ваша честь, 10 адвокатов считают вас необъективным", — сказал адвокат Крайних. Единственное ходатайство, которое удовлетворил судья, — объявление перерыва, о котором просил адвокат Морозов.
Во время процесса судье принесли некие бумаги. В них были жалобы адвокатов из других регионов и городов РФ. Но они никаким образом не повлияли на ход суда.
Апелляцию перенесли. На другой день все повторилось. Те же прошения адвокатов. Те же решения судьи. Итог — "постановление Ленинского суда оставить без изменения".
28 сентября продолжилось заседание по мере пресечения. Адвокаты ходатайствовали о разрешении видеосъемки. Судья снимать не разрешил. Следователь и прокурор, как и в прошлый раз, просили о том, чтобы процесс был закрытым. Беньяш протестовал: "Поскольку я этих оперов, к счастью или сожалению, не изнасиловал и о половой неприкосновенности тут и речи не идет, прошу суд не делать процесс закрытым".
На что судья попросил быть вежливым. "Когда я 6 часов сидел в стакане, сотрудники полиции не относились ко мне вежливо и корректно. Они надо мной издевались, меня били. На некую долю сарказма я имею право", — ответил Беньяш.
Адвокат Аванесян просил о том, чтобы Беньяша отправили под домашний арест. Он заявил, что нет никаких сведений, что Беньяш собирается запугать свидетелей или уничтожить улики. "Каким образом он будет уничтожать улики? Кожу с полицейских снимет, чтобы синяков не осталось?" — спросил адвокат. Также Аванесян предлагал внести залог — 100 000 рублей. На что судья задал вопрос: "А где вы их взяли?" Но сразу же снял его как некорректный.
"Каждому гражданину России вколачивается в голову, что любое сопротивление — это преступление. Так государство растит из нас рабов. Когда пришли за свободой выборов, адвокаты молчали, ведь мы вне политики. Когда пришли за журналистами, мы молчали. Теперь за адвокатами пришли, и кто теперь даст голос в нашу поддержку?" — сказал Беньяш во время прений.
После этого судья удалился в совещательную комнату.
Решение было ожидаемым — ходатайство прокурора удовлетворено. Беньяша оставили под стражей на два месяца.
На данный момент более 370 адвокатов написали обращение в Федеральную палату адвокатов с требованиями:
- Провести открытое заседание Совета ФПА РФ и Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов ФПА РФ.
- Уполномочить представителя ФПА представлять интересы адвокатской корпорации в этом важном деле.
- Потребовать от органов государственной власти эффективного расследования нападения на адвоката Беньяша М.М.
Кроме того, около 64 тысяч человек подписали петицию в поддержку адвоката.