До середины 20 века антисемитизм жил главным образом в правой части политического спектра. Местами его обитания были нацизм, фашизм, монархизм, консерватизм, то есть идеологии правого толка, в отличие от социалистов и коммунистов, в среде которых юдофобы, конечно, встречались, но их юдофобия была "факультативной", то есть не являлась частью партийной идеологии. С 60-х годов 20 века антисемитизм стал леветь и сегодня является болезнью, которая все чаще поражает политиков и публицистов именно левых взглядов.
Причиной столь радикальной "перестройки" политической геометрии антисемитизма стало возникновение государства Израиль, и связанное с этим изменение отношения к еврейскому народу в мире, как у людей нормальных, так и у антисемитов.
Доклад генерал-полковника Леонида Ивашова на заседании академии Геополитики назывался "В стране инородная фашистская диктатура". Центральная идея доклада – на планете идет борьба двух этносов за господство над миром. По мнению профессора Ивашова это "иудеи" и "ханьцы". Утверждающим свою богоизбранность иудеям, владеющим западным миром, противостоят ханьцы со своей миссией социализма во всем мире.
Леонид Григорьевич, рассказывая об "инородной фашистской диктатуре" прямо не призывает к еврейским погромам, но скрупулезный подсчет евреев в руководстве довоенного СССР с последующим одобрением Сталина, который "вернул страну русским" и призыв к россиянам сделать свой выбор в глобальном противостоянии "иудеев" и "ханьцев" подталкивает именно к погромам. Леонид Григорьевич – публичный антисемит со стажем, часто выступает по телевизору, учит студентов журналистике в престижном вузе. Никаких протестов студентов, преподавателей или телезрителей по этому поводу не слышно. Антисемитские демарши вице-спикера Госдумы Петра Толстого официально были признаны несуществующими. Мало ли кто выскакивал "в 1917-м с наганами из черты оседлости" чтобы "громить наши храмы"? Может это были буряты или вообще эскимосы. Почему эти евреи всегда все на свой счет принимают? Странные такие…
Президент академии Геополитики Ивашов – сторонник социалистического выбора, то есть он – левый. И при этом – махровый антисемит. Такой же гремучий коктейль как у другого генерал-полковника Альберта Макашова, или у борца с "лагерным ивритом" вице-премьера ельцинского правительства Михаила Полторанина. Антисемитизм пронизывает российское общество насквозь, но в разных его слоях сопрягается с разными политическими установками. Если низовой, т.н. "простонародный" антисемитизм разлит в обществе равномерно, то гнезда элитарного антисемитизма расположены главным образом на левом фланге российского политического спектра, там, где партия власти смыкается с КПРФ и ЛДПР.
В этом смысле Россия – вполне европейская страна. Поскольку в Европе антисемитизм вновь, как и в первой половине прошлого столетия, заявляет о себе. Причем, не только на бытовом, но и на самом высоком политическом уровне. Так же как и в России в некоторых западноевропейских странах вирус антисемитизма проникает в политику слева, в отличие от ситуации 20-го века, когда эта болезнь поражала главным образом правые партии и движения.
В Великобритании несколько парламентариев покинули ряды Лейбористской партии, обвинив ее лидера Джереми Корбина в попустительстве антисемитизму в партийной среде. Одним из поводов для обвинения стала позиция Джеки (Жаклин) Уолкер – активистки Лейбористской партии и сторонницы Корбина, которая в социальных сетях в ответ на напоминание о Холокосте ответила, что евреи сами должны отвечать за финансирование работорговли между Старым и Новым светом. Обвинение евреев в том, что их деньги стали финансовым фундаментом работорговли и вообще сделали ее возможной, это одна из модернизированных версий кровавого навета и прямо указывает на антисемитизм ее авторов. Противникам антисемитизма внутри Лейбористской партии удалось добиться приостановления членства Джеки Уолкер в партии, но ее риторика – лишь верхушка того антисемитского айзберга, который сформировался в среде европейских левых.
Лидер лейбористской партии Джереми Корбин призывал к диалогу с "нашими друзьями ХАМАСом и Хезболлой", организациями вполне антисемитского толка. То обстоятельство, что лидер британских левых впоследствии признал свои слова ошибочными не отменяет того факта, что сама идея сотрудничества с теми, кто ставит своей целью окончательное решение "еврейского вопроса" стала возможна именно у политика левых взглядов.
Волна антисемитизма накрыла "желтые жилеты", левое протестное движение во Франции. Протестующие напали с антисемитскими лозунгами на писателя Алена Финкелькраута, на манифестациях "желтых жилетов" постоянно присутствовала антисемитская тема: обвинение евреев во всех бедах Франции, еврейское происхождение Макрона в лозунгах протестующих радикалов звучит, как позорное клеймо.
Было бы большой ошибкой назвать британских лейбористов партией антисемитов, или французских "желтых жилетов" — движением антисемитов. Но то, что именно здесь юдофобия чувствует себя комфортно, это факт, который трудно отрицать.
Питательная среда "нового антисемитизма" левого толка – "левый антисионизм", который распространен в группах арабских иммигрантов, ненавидящих еврейское государство, а также у левых европейских политиков и публицистов, испытывающих сочувствие к иммигрантам и выступающих в их защиту.
Право-левая шкала в политике, несмотря на всю свою условность и неточность, сохраняет свою актуальность. Правые защищают "сильных" (богатых, господствующих, "умных", лучше вооруженных, успешных) от слабых (то есть бедных, подчиненных и т.д.). Левые, соответственно, наоборот, на стороне "слабых" и "угнетенных".
Евреи до середины 20 века воспринимались слабыми и угнетенными. После образования Израиля, после его военных побед, создания израильской армии и спецслужб, считающимися одними из самых сильных в мире, отношение к еврейскому народу изменилось. Где-то в сумрачных закоулках коллективного антисемитского бессознательного, возможно, и живет еще мечта о "слабом трусливом еврее", который готов безропотно сносить издевательства погромщиков. Но эти стереотипы и раньше были далеки от реальности, а сегодня вошли с ней в непримиримое противоречие. Сегодня роль "слабых" и "угнетенных" перешла к палестинцам и мигрантам из Ближнего Востока и Африки. И левые политики, верные своей традиции защищать "обиженных" стали ярыми противниками Израиля.
Критика Израиля далеко не всегда является признаком антисемитизма, но часто становится его "приличной" упаковкой. И если с открытым, традиционным "правым" антисемитизмом человечество научилось бороться, то к новому "левому" антисемитизму иммунитет пока не выработан…
Частью комплексного социологического исследования российского еврейства, проведенного фондом "Общественная экспертиза" в 2010 году, был экспертный опрос раввинов и руководителей еврейских общественных организаций, который показал, что они не видят роли еврейской общины в снижении антисемитизма. Позиция: "не дело евреев бороться с антисемитизмом, это задача народа – носителя антисемитизма" обладает высоким уровнем этической обоснованности. Но вопрос о прагматичности этой позиции для меня остается открытым.
! Орфография и стилистика автора сохранены