Почитал комментарии к своему вчерашнему посту, а также к некоторым другим в ленте, посвященным аварии на Чернобыльской АЭС и книге Дятлова, на момент аварии – заместителя главного инженера по эксплуатации. Дятлова и несколько его подчиненных (погибших сразу) назначили крайними за произошедшую катастрофу, его посадили, потом выпустили, но он умер от последствий лучевой болезни в 1995 году. Будучи уже приговоренным врачами и ошельмованным, фактически умирая, Дятлов отчаянно боролся за свое доброе имя – писал во все инстанции, собирал бумаги, вот – написал в итоге книгу.
Мне приходит на ум аналогия с летчиками, которых у нас тоже просто обожают делать виновниками авиакатастроф с их самолетами. "Авария по вине экипажа" - других у нас, собственно, и не бывает. Но с летчиками проще: они разбились, на них повесили всех собак, назвали преступниками, лишили родных положенных выплат – и все шито-крыто. А Дятлов, вишь ли, и от "лучевки" сразу не загнулся, и в тюрьме сумел выжить, будучи смертельно больным – и все ходил, доказывал что-то; естественно, он всех в нашей стране раздражает и по сей день.
В чем, если говорить коротко, суть "линии защиты" Дятлова? Она, в сущности, чрезвычайно проста: этот умирающий человек неустанно доказывает и показывает, что он НИЧЕГО НЕ НАРУШАЛ и не проводил никаких "рискованных испытаний" в тот злосчастный день. Молва, любящая простые объяснения и эффектные образы, давно уже представила виновника аварии на ЧАЭС в виде этакого классического "безумного ученого", который ради каких-то непонятных идей "разогнал реактор", отключил все системы защиты и надеялся на авось, типа "вдруг пронесет". Так вот Дятлов шаг за шагом показывает, что ничего подобного – все, что он делал, было "в рамках" допустимого по существовавшим на тот момент инструкциям. Грубо говоря, он работал "по мануалу" - но, как потом выяснилось, мануал был не проработан, а реактор вовсе не так безопасен, как это представлялось его создателям и авторам инструкций по эксплуатации.
Большинство комментаторов – из тех, кто вообще представляет, о чем идет речь и даже хотя бы проглядывал книгу Дятлова – заняло в его отношении очень интересную позицию: они соглашаются, что он ФОРМАЛЬНО не нарушил никаких действующих на тот момент инструкций и не проводил никаких "рискованных экспериментов" - однако назидательно поднимают вверх палец и, пылая праведным гневом, говорят: но он ведь ДОЛЖЕН БЫЛ ПРЕДВИДЕТЬ! Подумаешь, "по инструкции можно!" А подумать? А интуиция??
Просто поразительно. Рядовое обсуждение в очередной раз выводит нас на ключевую разницу в мировоззрении, условно говоря, "советского" и "западного" человека.
Думается, что для "западного" человека после признания, что Дятлов "действовал по инструкции и не выводил реактор в "запрещенные" режимы работы" дело становится очевидным и простым – в смысле, что все обвинения с Дятлова должны быть сняты. Если действия в рамках инструкции приводят к катастрофе – виноват автор инструкции, но уж никак не исполнитель! Сам Дятлов тоже в этом уверен, потому и книгу свою написал – но не таков советский человек и не таков самый гуманный в мире советский суд!
У нас-то совсем другая презумпция. Предполагается, что как раз непосредственный исполнитель и есть "в ответе за все". Инструкции, схемы, чертежи – это все "постольку-поскольку", а на самом деле исполнитель должен держать в голове весь рабочий процесс, всю работу всего предприятия, везде вовремя распознавать "косяки", на ходу сочинять пути их исправления, интуитивно догадываться, где инструкцию надо соблюсти, а где и, наоборот, похерить… В общем, непосредственный исполнитель – это царь и бог.
Это очень красивый, даже завораживающий образ. И ведь действительно таких вот "быстрых разумом невтонов" российская земля умеет рождать, причем в самых разных предметных областях деятельности. Под их живое очарование подпали даже многие западные работодатели, сочинившие поговорку "Если вам нужно соорудить нечто уникальное в единственном экземпляре – пригласите русских, они сделают лучше всех!"
Правда, они же придумали и продолжение этой поговорки: "Если вы хотите выпускать что-нибудь большими сериями – ни в коем случае не приглашайте русских: им это скучно и они будут делать кое-как". И одно тут вытекает из другого.
Потому что это и есть типично советский принцип – "принцип героизма". Рабочий должен, как Стаханов, делать 20 норм за смену, а начальник должен, как Капица, за каждым рутинным рабочим действием прозревать тьмы и тьмы скрытых угроз и возможностей, мигом разбираясь с теми и с другими.
В этом как бы очень лестном, "нас возвышающем обмане" скрывается на самом деле элементарная подстава. Или ловушка. Ловушка для исполнителя. Сначала ему напоют, что он должен быть героем и головою раздвигать тучи – а потом посадят за "вредительство".
То есть на самом деле Система ИДЕОЛОГИЧЕСКИ выстроена так, что в ней ВСЕГДА будет виноват стрелочник. "Небожители", пишущие Инструкции и спускающие Задания, в ней оказываются вне критики просто по умолчанию.
И как только не обзывали Дятлова в комментах к моему посту! "Лохом", "дятлом", "уродом", "идиотом" и т.д. "Подумаешь, в инструкциях было написано, что включение АЗ в данной ситуации решит проблему и вообще ничего критического не происходит; а если подумать? А если составить в голове соответствующую модель?!" Люди реально просто лопались от негодования.
Если подумать – это ведь какой-то абсурд: ты действовал по инструкции, ничего не нарушал, все взорвалось, ты сам почти труп – и тебя же с упоением приковывают к позорному столбу: скотина, лох, как же ты не догадался, что инструкцию В ДАННОМ СЛУЧАЕ надо было похерить?!
И еще феноменальное: давайте посмотрим, КТО там в основном изрыгал проклятия в комментариях к посту, изливая праведный гнев на "лоха Дятлова": розовощекие комсомольские активисты? академики? Заслуженные прокуроры? Ветераны НКВД?!
Да какой там. Типичный обвинитель – обычный технарь, инженер-физик, гордящийся тем, что "мне об этой аварии рассказывали на лекции в моем родном МИФИ (МЭИ и т.п.) "Вам, гуманитариям, не понять!"
Другими словами, в комментах бесновались такие же дятловы. Которые знают в глубине души, что в аналогичной ситуации им тоже никакой пощады не будет. От своих же – таких, как они. Не то что пощады – даже сочувствия. А все эта ханжеская, безумно лживая, абсолютно беспардонная схема, взлелеянная в совке – схема "исполнитель отвечает за всё".
Собственно, что мог сделать Дятлов – отказаться проводить эксперимент? А на каком основании – ведь ничего запретного от него не требовали. Штатный, рутинный эксперимент, обычная работа. Отказался бы – выперли бы с работы, карьера псу под хвост. Согласился – вон, и спустя почти 30 лет Киев все еще в опасности.
Какая была у Дятлова выигрышная стратегия, господа "технари"?
В том-то и дело, что никакой. И дело ведь даже не в спасении жизни. Подлость этого "красивого советского принципа подвига" в том, нельзя спасти честь. Дятлова ведь в итоге растоптали. Лишили доброго имени, вытерли ноги, а другие дятловы теперь при его упоминании кривятся – "лох", "идиот", "про йодную яму не додумался". А если бы отказался – выгнали бы, влепили выговор и ославили как "слабого руководителя".
Гуманитарии, может, не разбираются в технике – но зато они видят подставы.
А еще мне Дятлова безумно жалко. Ладно, совки его подставили, облучили и убили. Но мы-то хотя бы можем не плевать на его память?
По-человечески. И по справедливости.
! Орфография и стилистика автора сохранены